В каком году основан г каменск шахтинский. Отдых в каменск-шахтинском

Историки спорят

Существует немало версий о том, как был основан город. Большинство этих версий историки не приняли официально. Однако учёные избегают отказываться от них полностью. Согласно «Войсковой заимной грамоте», Каменск-Шахтинский (Каменский городок, затем - станица) был основан 22 сентября 1671 года. Грамота, в свою очередь, упоминается в работе известного краеведа В. Шумова. Документ вызывает многочисленные споры среди историков, так как многие учёные сомневаются в достоверности грамоты. В качестве одного из аргументов историки выдвигают тот факт, что дата на грамоте выглядит слишком неправдоподобно: в допетровские времена летоисчисление велось от библейского сотворения мира, а не от Рождества Христова. На грамоте должен был быть указан 7180, а не 1671 год. Кроме этого, в документе можно встретить несколько фразеологических оборотов, нехарактерных для второй половины XVII века. Ещё один веский аргумент: единого образца составления заимных грамот не существовало, следовательно, невозможно определить точную дату создания документа, опираясь только на его структуру.

Есть версия о том, что Каменский городок дважды - в 1677 и 1685 годах - подвергался разорению. В связи с этим городок пришлось перенести на новое место - на берег реки Глубокая. Есть документальные подтверждения того, что городок серьёзно пострадал от разорения азовцев в 1684 году. Предположительно, годом основания Каменского городка был не 1671, а 1683 год. Многие учёные полагают, что поселение возникло за год до своего разрушения азовцами.

Версии возникновения Каменского городка впервые появились в исторической литературе XIX века. После отмены крепостного права многие крестьяне решили отправиться на Дон, где собирались поселиться в казачьих станицах. Пришлые крестьяне образовали особую социальную группу, получившую название «иногородние». Противопоставление пришлых коренным жителям значительно повышало статус последних. Благодаря росту самосознания жителей Каменского городка появляется интерес коренного населения к собственной истории. Во второй половине XIX века были весьма популярны так называемые «народные» версии возникновения поселения. В «народных» версиях Каменский городок представлен более древним населённым пунктом. Учёные предпочитают не доверять народным приданиям.

Официальная версия

Согласно официальной версии, которой предпочитают придерживаться историки, решение об основании города было вынесено на войсковом кругу атамана в . 22 казака подали просьбу об основании нового населённого пункта. Просьба была удовлетворена, и 22 сентября 1671 года «на Донце в пустележащем юрту у речки Каменки» было основано поселение, названное в честь близлежащей речки Каменским городком. Существует придание о том, что первыми поселенцами были помилованные участники восстания . Со временем городок стали называть станицей.

Станица

Каменской приходилось несколько раз менять «адрес» не только из-за нападений азовцев. В исторических документах начала XIX века можно встретить упоминания о том, что причиной переезда становилось весеннее половодье. Последний раз станица была перенесена в 1816 году. Поскольку станица остро нуждалась в учебных заведениях, в январе 1812 года в Каменской было открыто приходского училище. Через несколько лет, уже после последнего переноса станицы, было открыто четырёхклассное училище. Его учащимися становились выпускники приходского училища. В 1903 году начинает действовать реальное училище, которое было предназначено для передачи учащимся «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». В 1912 году построили женскую казённую гимназию. Кроме того, в станице была частная женская гимназия Ф. М. Мазуренко. В доме купца Ивана Шовкоплясова размещалась мужская казённая гимназия. Классы располагались на втором этаже.

В начале 1900-х годов в станицу впервые привезли синематограф. Залы синематографов носили непривычные для станичников названия - «Одеон», «Солей», «Ренессанс». Неискушённым зрителям демонстрировали модные в те годы короткометражки «Яблочко Евы», «Чёрное чудовище», «Королева куртизанок» и другие. О духовной жизни станичники заботились не меньше, чем о наличии развлечений. В конце XIX века была построена Христорождественская церковь. Её строительство обошлось в 120 тысяч рублей. В 1883 году на средства вдовы полковника Алексея Машлыкова была воздвигнута Алексеевская церковь, которую вдова посвятила памяти покойного мужа. В станице также действовала Покровская церковь.

В Каменской станице родилось немало людей, в той или иной степени внесших вклад в развитие науки, литературы, искусства и культуры . Наиболее известными уроженцами станицы считают писателей Н. М. Олейникова и А. В. Калинина, общественного деятеля и выдающегося поэта А. И. Петровского. В Каменске с 1922 г. постоянно жил автор книги «Воспоминания о передвижниках» Я. Д. Минченков. Его произведение вошло в золотой фонд мировой литературы об искусстве. Минченков был другом известных художников Васнецова и . Яков Данилович неоднократно был инициатором выставок передвижников.

После революции

Когда Октябрьская революция была позади, пришёл черёд гражданской войны. Станица Каменская не осталась в стороне. Война началась в станице в январе 1918 года. В Каменской был проведён съезд казаков-фронтовиков. На общем собрании было принято решение о свержении правительства атамана Каледина. Съезд избрал Донревком, в состав которого входило 15 человек. Донревком возглавил Ф. Подтёлков.

В 1920 году станица Каменская вошла в состав Донецкой губернии, относившейся к Украинской ССР. В конце 1924 года был создан Северо-Кавказский край. В его состав перешёл Шахтинский округ с Каменским районным центром - станицей Каменская.

Новый статус и название Каменск станица получила 28 марта 1927 года. Через 2 года название города было изменено на Каменск-Шахтинский (для отличия от ).

Великая Отечественная война

В 1941 году в стране было объявлено о начале Великой Отечественной войны. Через несколько часов после того, как началась война, у городского военкомата собрались каменчане, желавшие записаться на фронт добровольцами. К 26 июня в военкомат было подано свыше полутора тысяч заявлений. Более трёхсот заявлений поступило от женщин. В конце октября 1941 года в городе разместился штаб Южного фронта, находившийся здесь до середины января 1942 года. Каменчане издавали газету «Во славу Родине», в редакции которой трудились Борис Горбатов, Сергей Михалков и другие известные люди. Каменск-Шахтинский стал родиной для знаменитой песни Модеста Табачникова и Ильи Френкеля «Давай закурим».

Линия фронта приближалась к городу. 19 июля 1942 года Каменск-Шахтинский был оккупирован. Фашисты господствовали на территории города в течение 7 месяцев. Для каменчан был установлен «новый порядок», попытки сопротивления которому жестоко пресекались. В период оккупации в городе было замучено около полутора тысяч местных жителей. Жестокие расправы не останавливали каменчан, попытки оказывать сопротивление продолжались. В городе появился подпольный комитет. Возглавлял тайную организацию присланный из Г. Пивоваров. Подпольщики печатали листовки, агитировавшие сограждан сопротивляться захватчикам, несмотря ни на что. Г. Пивоваров погиб в январе 1943 года в ходе боёв за освобождение города.

Каменчане защищали не только родной Каменск-Шахтинский. Местные комсомольцы участвовали в подпольной организации «Молодая гвардия» города Краснодон. Среди подпольщиков были Василий Гуков, Степан Сафонов и учащаяся Каменского педагогического училища Александра Бондарева. Василий и Александра погибли в январе 1943 года. Молодых людей сбросили в шурф краснодонской шахты вместе с некоторыми другими бойцами. Степану Сафонову удалось бежать. Однако через некоторое время он погиб в бою за освобождение Каменска-Шахтинского в январе 1943 года. С. Сафонов был посмертно награждён. Одна из улиц современного города носит имя Стёпы Сафонова.

После того, как немецкая армия была окружена под , советские войска наступали в западном направлении. 14 января 169-я танковая бригада полковника А. Кодинца и 23-й танковый корпус генерал-майора Е. Пушкина подошли к Каменску-Шахтинскому. Из города им навстречу вышли дети, указавшие советским войнам огневые точки противника. Первая попытка освободить город оказалась безуспешной. Танки были вынуждены отступить за реку. 20 января фашисты арестовали более пятидесяти подростков. Все дети были расстреляны. Каменск-Шахтинский был освобождён только 13 февраля 1943 года. 14 февраля на площади Труда похоронили воинов, погибших при освобождении города. Здесь же был похоронен Г. Пивоваров.

9 мая 1971 года, в день очередной годовщины Победы, на площади Труда был открыт Мемориальный комплекс, а также установлен на постаменте танк Т-70, который был подбит противником в боях за Каменск-Шахтинский. Рядом с заводом искусственного волокна и около химкомбината были воздвигнуты памятники павшим воинам. Многие каменчане, сражавшиеся на различных фронтах в военные годы, были награждены орденами и медалями за своё мужество и героизм.

Послевоенные годы

Когда война была окончена, каменчане, как и жители других городов СССР, взялись за восстановление своего родного города. К началу 50-х годов местные производственные коллективы смогли достигнуть довоенного уровня производительности. Комбинат №515 (современное акционерное общество «Каменскволокно») дал первую продукцию уже в сентябре 1948 года. Затем на комбинате помимо искусственного волокна стали производить вискозный шпагат для сенопрессования. Вискозный шпагат был экспонирован на ВДНХ. Основными потребителями данного вида продукции стали сельские жители Грузии, Казахстана, Белоруссии и Молдавии. На многих каменских предприятиях были проведены реконструкция цехов и ремонт оборудования. Некоторые цеха были перепрофилированы. Продукция каменского химического комбината экспортировалась в 30 стран по всему миру.

В 50-х годах в городе был построен паровозоремонтный завод. В 1955 году он был перепрофилирован в машиностроительный и начал выпуск оборудования для угольных шахт. Продукция завода была хорошо известна в Англии, Китае, Венгрии, Польше, Индии, Германии и других странах. Каменский Опытный механический завод, помимо выпуска электродов, наладил производство автобетоносмесителей, пользовавшихся огромным спросом не только в СССР, но и за рубежом. В городе функционировала кондитерская фабрика, выпускавшая не один десяток наименований продукции. Каменский микрорайон Лиховской стал одним из крупнейших железнодорожных узлов страны. Этот статус сохраняется за Лиховским и в наши дни.

Культурный облик Каменска-Шахтинского также изменился до неузнаваемости. В городе появились Дворцы культуры и многие другие учреждения, предназначенные для проведения культурного досуга.

Современный город

В современном Каменске-Шахтинском более тысячи предприятий, обеспечивающих работой половину населения города. Продолжается жилищное строительство. Городская администрация уделяет особое внимание организации культурного досуга горожан, сфере здравоохранения и созданию новых рабочих мест. В городе развивается малый бизнес. В данной сфере занято около девяти тысяч каменчан. Местные социальные институты успешно осуществляют свою деятельность. Среди них: Центр социального обслуживания, Центр социальной помощи семье и детям и другие. Каменские оздоровительные и лечебные учреждения регулярно снабжаются новейшим оборудованием, благодаря чему уровень медицинского обслуживания в городе соответствует всем современным стандартам.

Школы Каменска-Шахтинского ежегодно выпускают сотни юношей и девушек. У местной молодёжи есть возможность получить профессию, не покидая родной город, в высших и среднетехнических учебных заведениях. Дополнительное образование в Каменске-Шахтинском можно получать в местных спортивных и музыкальных школах. В городе работает сеть библиотек и плавательные бассейны. Одной из достопримечательностей города считается Каменский музей краеведения.

Главная специализация города - добыча угля. Не менее развиты деревообрабатывающая, машиностроительная и пищевая промышленность. В Каменске-Шахтинском функционирует сеть банков и страховых компаний.

Город значительно вырос благодаря присоединению нескольких посёлков, располагавшихся на юго-восточной и южной окраинах Каменска-Шахтинского. Среди этих населённых пунктов посёлки Шахтёрский, Монтажников, Южный и другие.

В постсоветское время в Каменске-Шахтинском было построено несколько храмов и церквей: храм Покрова Пресвятой Богородицы, Свято-Троицкий храм и т. д. В городе снимались сцены к таким известным кинолентам, как «Тихий Дон», «Судьба человека» и другие. За южной границей города проходит федеральная трасса «Дон». В начале 2000-х годов был сдан в эксплуатацию мост через Северский Донец. Мост предназначен для обеспечения бесперебойного движения между

Перед вами карта Каменск-Шахтинского с улицами → Ростовская область, Россия. Изучаем подробную карту г. Каменск-Шахтинского с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня

Подробнее об улицах Каменск-Шахтинского на карте

Подробная карта города Каменск-Шахтинский с названиями улиц показывает все маршруты и объекты, в том числе ул. Щаденко и Гагарина. Город расположен недалеко от . Рядом с р. Северский Донец.

Для детального изучения территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема города Каменск-Шахтинский с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти улицы Ленина и Украинская. Также возможность проложить маршрут по территории — иструмент «Линейка», и узнать протяженность города.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - магазины и дома, площади и дороги.

Спутниковая карта Каменск-Шахтинского (Kamensk-Shakhtinsky) с поиском Гугл ждет вас в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы найти необходимый номер дома на схеме города в Ростовской области России в реальном времени. С помощью — поможет найти нужный дом. Ул. Кирова и Южная помогут сориентироваться на территории.

Координаты — 48.3216,40.2686

Расположенный на берегу реки Северский Донец, в 190 километрах от областного центра. Площадь населенного пункта составляет 160 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

В 1671 году у реки Малой Каменки возникло казачье поселение. В 1817 году большинство жителей станицы переселились на место, где сейчас расположен современный город.

В первой половине 19 века в станице были открыты приходское и четырехклассное училища.

В начале 20 века станица Каменская стала крупнейшей из донских столиц. В это время в Каменской начали функционировать реальное училище, мужская и женская казённые гимназии.

В январе 1918 года в населенном пункте был сформирован Донской казачий военно-революционный комитет во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым.

С 1920 по 1924 годы Каменская находилась в составе Донецкой губернии Украинской ССР. Весной 1927 года Каменская была преобразована в город Каменск. Через два года город был переименован в Каменском-Шахтинский.

С июля 1942 года по февраль 1943 года город находился под оккупацией немецко-фашистских захватчиков.

В феврале 1943 года 5-й танковая армия смогла освободить населенный пункт от гитлеровских войск.

В 1960 годы в Каменск-Шахтинском было построено большое количество многоквартирных домов и социально-административных объектов.

В августе 1987 года в городе произошла крупная железнодорожная катастрофа, в которой погибли 106 человек.

Промышленные предприятия города: ФКП "Комбинат Каменский", ПАО "Каменскволокно", ПАО "Машиностроительный завод", ОАО "Каменский нефтеперегонный завод", ООО "Каменский завод газоиспользующего оборудования", Каменская ТЭЦ, кирпичный и деревообрабатывающий заводы.

Телефонный код г Каменск-Шахтинского - 86365. Почтовый индекс - 347800.

Климат и погода

В Каменск-Шахтинском преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы продолжительные и умеренно холдные.

Лето очень теплое и сухое. Самый теплый месяц Июль - средняя температура +24,7 градусов. Самый холодный месяц Январь - средняя температура -5,8 градусов.

Среднее годовое количество осадков 470 мм.

Общая численность населения Каменск-Шахтинского на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2017 год составляла 89,6 тысячи человек.

Данные с графика показывают небольшое падение численности населения с 95700 человек в 2006 году до 89657 человек в 2017 году.

На январь 2018 по числу жителей Каменск-Шахтинский занимал 192 место из 1113 городов РФ.

Достопримечательности

1.Стелла у "Байк-отеля" - это стальное сооружение выполнено в виде столба, к которому прикреплены многочисленные мотоциклы. Стела установлена в память погибших байкеров.

2.Ландшафтный парк "Лога" - этот уголок природы был открыт в 2012 году по проекту дизайнера С.А. Кушнаренко.

3.Озеро Эльдорадо - живописное место отдыха расположено в 12 километрах от Каменск-Шахтинского.

Транспорт

В Каменск-Шахтинском расположены несколько железнодорожных станций, которые соединяют город с Белой Калитвой , Миллерово , Шахтами, Новочеркасском, Аксаем , Ростовом-на-Дону, Красным Сулином .

Общественный транспорт состоит из автобусов и маршруток.

С автовокзала города регулярно отправляются автобусы в Москву , Ростов-на-Дону, Таганрог, Белую Калитву , Белгород, Волгодонск, Воронеж, Гуково, Новочеркасск, Донецк.

На территории города - ряд угольных шахт (добыча каменного угля). Развита химическая промышленность: ФКП «Комбинат „Каменский“» (с производством полимеров), ПАО «Каменскволокно» с заводом арамидной нити (находящимся на отдельной площадке). Имеются машиностроительные предприятия: ПАО «Машиностроительный завод », АО «КОМЗ-Экспорт» - торговая марка Tigarbo, а также ОАО «Каменский нефтеперегонный завод», ООО «Каменский завод газоиспользующего оборудования», ПАО «Каменский стеклотарный завод», кирпичный и деревообрабатывающий заводы, Каменская ТЭЦ , АО «Глория Джинс ».

В городе размещено крупное торговое предприятие «Диорит», развивающее федеральную торговую сеть продажи бытовой техники «Пульсар».

В городе Каменске-Шахтинском имеется остановочный пункт ПАО «Донавтовокзал», через который осуществляется автобусное сообщение с областным центром - городом Ростовом-на-Дону, другими населенными пунктами Ростовской области и других субъектов Российской Федерации.

Городской общественный транспорт

В соответствии с Реестром на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» действуют 25 маршрутов автобусов:

  • № 1 Железнодорожный вокзал - Автовокзал - Лесхоз
  • № 1д Железнодорожный вокзал - Автовокзал - Лесхоз
  • № 2 Железнодорожный вокзал - Автовокзал - Лесхоз
  • № 2д Железнодорожный вокзал - Автовокзал
  • № 3 парк Маяковского - пос. Южный - кладбище
  • № 5 ОАО «Каменскволокно» - Машзавод (микрорайон Заводской)
  • № 6 Набережная - ОАО «Каменскволокно»
  • № 8б магазин «Нефтяник»(Шахтерский) - ОАО «Каменскволокно»
  • № 12 Железнодорожный вокзал - сады «Надежда»
  • № 13 Автовокзал - сады «Геолог»
  • № 15 Автовокзал - ОАО «Каменскволокно»
  • № 17 Автовокзал - сады «Химик»
  • № 18 Автовокзал - ОАО «Каменскволокно»
  • № 22 Железнодорожный вокзал - Автовокзал - Лесхоз
  • № 23 Каменск - РТС - микрорайон Лиховской - Локомотивный
  • № 25 Железнодорожный вокзал - Машзавод (микрорайон Заводской)
  • № 115 Железнодорожный вокзал г. Каменск - пос. Лиховской АЗС
  • № 14д Железнодорожный вокзал - посёлок Южный
  • № 14 Железнодорожный вокзал - посёлок Южный - сады «Юбилейные»
  • № 24 Автовокзал - посёлок Южный
  • № 8 Железнодорожный вокзал - ДНГРЭ
  • № 8а Автовокзал - телевышка
  • № 9 Железнодорожный вокзал - Ростовспецстрой
  • № 24д Автовокзал - посёлок Южный
  • № 10 ДК Гагарина - посёлок Октябрьский - водокачка

18 маршрутов обслуживается ОАО «Каменское ПАТП» (№ 1, 1д, 2, 2д, 3, 5, 6, 8б, 12, 13, 15, 17, 18, 22, 23, 25, 115, 10) и 7 маршрутов обслуживается ООО «АВВА-Транс» (14д, 14, 24, 8, 8а, 9, 24д).

Связь

Фиксированная Мобильная

Сфера обслуживания

Наиболее крупными гостиницами в городе являются «Восход» и «Донец», построенные соответственно в 1968 и 1971 годах, а также открытая в 2009 году четырёхзвёздочная гостиница «Грант». В 2015 году у реки Северский Донец открыта база отдыха «Венеция» с гостиницей, рестораном и развлекательными заведениями. В 2018 году вблизи федеральной автодороги М-4 открыта трёхзвёздочная гостиница «Парк-отель „Патриот“». Также имеется несколько небольших гостиниц и гостевых домов.

Я жил и работал в г. Каменске с 1966 года, сперва временным рабочим на станции Лихая, строили вдоль железнодорожных линий ограждения от снега, начиная от Каменска и кончая Извариным (Украина). Потом, с 1967 года, моя трудовая деятельность была связана с х/к "Россия", где начал работать, начиная с должности ученика механосборочных работ по изготовлению нестандартного оборудования на ремонтно-механическом заводе (РМЗ), а в 1968 году ушёл служить в ряды Советской Армии. Служба прошла с 1968 года, после окончания 108 авиационной школы механиков по авиационному вооружению, находящейся в г. Могилёв-Подольский Винницкой области (Украина), по 1970 год в составе Группы Советских войск в Германии (ГСВГ). После службы проработал на РМЗ слесарем 4 разряда и оттуда был направлен учиться на подготовительное отделение Казанского химико-технологического института им. С.М. Кирова. После окончания института вернулся работать на х/т "Россия", где работал мастером на РМЗ и начальником участка на производстве полимеров до мая 1980 года. Я всегда вспоминаю с теплотой о Каменске, гордился, что жил в этом городе и работал на х/к "Россия", где я приобрёл основные практические знания и навыки, которые мне пригодились в дальнейшей моей трудовой деятельности. Начальник Сигида И.Г. - это он по душам со мной переговорил, когда меня направили работать учеником токаря на РМЗ, спросил, кем я хочу работать, - ответил: слесарем. Позвонил начальнику механического цеха Терновому В.Н., есть ли у него место для ученика слесаря. Попал работать в бригаду слесарей Курилех Т.И., где меня очень хорошо приняли. Работали рабочие высочайшего класса, которых я называл профессорами своего дела – это Курилех Т.И., Степанищев В.А., Трембач В.И., Рудой Л., Гайдук В.А. Шелестюков И.И., Сурженко П.И., Ханин Н.И., Акимов В. и т.д. Один год проработал в Государственном испытательном центре горелочных устройств НПО «Союзпромгаз». А с июня 1981 года моя судьба связана с защитой трубопроводов и их соединений от коррозии в нефтяной и газовой промышленности. Проработал 7 лет в институте «ТатНИПИнефть», а в 1988 году организовал ООО «Инженерно-производственный центр», который успешно конкурирует с ведущими западными фирмами в своей области, разработки защищены около 150 патентами Российской Федерации на изобретения и полезные модели. Мне жаль, что в 90-е годы всё разрушили и, в особенности, уже не вернёшь то, что связано с передачей знаний и опыта молодым рабочим, тем поколением рабочих высочайшего класса, которых уже нет среди нас. Думаю, что Каменск возродится и будет процветать. Политика в государстве должна измениться в сторону промышленного и сельскохозяйственного производства. С большим уважением жителям г. Каменск-Шахтинский, заслуженный изобретатель РФ В.М. Айдуганов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.