Мост от индии до шри ланки. Адамов Мост – сухопутная связь Индии и Шри-Ланки

Мостом Адама называют мост между Индией и Шри-Ланкой, который существовал несколько веков назад. Его также называют мостом Рамы.
Индийский санскритский эпос Рамаяна Валмики рассказывает про мост Сетубандханам - мост через океан, соединяющий Индию и Шри-Ланку. Эпос приписывает строительство моста армии обезьян Рамы, которая помогала ему в его войне против Раваны, чтобы вернуть свою жену Ситу.
Если верить легендарному эпосу, между Шри-Ланкой не так давно существовал мост, соединяющий остров Рамсварам у юго-восточного побережья Тамил Наду, Индия, и остров Маннар у северо-западного побережья Шри-Ланки. Геологические данные говорят о том, что этот мост является бывшей наземной связью между Индией и Шри-Ланкой, выполненной из цепочки известняковых отмелей, окруженных мелким морем глубиной от 1 до 10 метров.
Храмовые записи Рамешварама предполагают, что мост Рамы был полностью выше уровня моря, пока он не был разрушен циклоном в 1480 году нашей эры. Мост и окружающее его море впервые упоминались в западных мирах в "исторических работах IX века" Ибн Хордадбе в его "Книге Дорог и Царств", написанной в 850 году н.э.
На самой ранней карте, которая была подготовлена британским картографом в 1804 году в отношении авраамического мифа, мост был назван Адамовым мостом. Считалось, что Адам использовал мост для достижения горы, которую англичане идентифицировали как пик Адама, где он стоял на одной ноге в течение 1000 лет.

Существует еще множество разных версий о природе и происхождении этой структуры даже сегодня. В XIX веке были две распространенные теории, которые объясняли формирование структуры. Согласно первой теории, считалось, что она образовалась в процессе аккреции и роста земли. В то же время, другая теория предполагала, что мост был сформирован путем отрыва Шри-Ланки от индийского материка. Также исследования по-разному описывали мост как цепь коралловых рифов, хребтов, образованную в регионе из-за истончения земной коры, и песчаную косу или ряд барьерных островов. Возраст моста также был точно неизвестен. Разные ученые предполагают, что он составляет от 125000 до 3500 лет, что, кстати, является временем Рамаяны.
Команда из Центра дистанционного зондирования (CRS) Университета Бхаратидасан во главе с профессором С.М. Рамасами в 2003 году утверждала, что мост Адама между Шри-Ланкой и Индией имеет возраст 3500 лет, и "поскольку углеродное датирование пляжей примерно соответствует датам Рамаяны, необходимо изучить его связь с эпосом". Однако следует отметить, что данные о возрасте моста 3500 лет основаны на исследованиях, проведенных на кораллах, которые являются частью этого моста. То есть, на самом деле мост под кораллами мог быть образован на сотни тысяч лет раньше.

Бывший директор Геологической службы Индии, С. Бадринараяна, утверждает, что такое естественное образование было бы невозможно. Он оправдывает свою версию наличием рыхлого слоя песка под кораллами. Бадринараяна считает, что, поскольку кораллы обычно образуются над камнями, а не над слоями песка. Поэтому он считает, что действительно возможна связь этого моста с Легендой Рамы и индуистской убежденностью в том, что мост был создан Шри Рамой и Шри Лакшманом при содействии Ханумана и армии обезьян.
Индусы считают мост Адама священным и отказываются от предложения индийского правительства по землечерпанию моста для создания судоходного канала, известного как Сетусамудрам.
В 2001 году правительство Индии утвердило многомиллионный проект судоходного канала Сетусамудрам, целью которого является создание судового канала через Пальковый пролив путем дноуглубительных работ на мелководном дне океана вблизи Дханушкоди. Ожидается, что канал сократит примерно на 400 км путь для кораблей, которым приходится проплывать вокруг острова Шри-Ланка.
Кстати, интересна и версия многих ланкийцев по поводу моста между Шри-Ланкой и Индией. Эта версия о строительстве моста Адама является прямо противоположной версии индусов из Индии. Многие жители Шри-Ланки считают, что мост был построением самого Равана, использовавшего плавающие камни, камни из невесомых кораллов. Ланкийцы считают, что мост был складной структурой, сделанной Раваной для того, чтобы пересечь море и добраться до Индии, при необходимости.

Адамов мост или мост Рамы - это цепь мелководья и коралловых островков длиной 48 км, связывающая Индию с островом Шри Ланка (бывшее название — Цейлон). Индийцы и сегодня, и раньше считают Адамов мост искусственным сооружением. Построил его Рама в далекие времена, для местных жителей мост почитается, как священное место.

В районе Адамова моста между островками наблюдается удивительное поднятие морского дна с глубины в 10–12 до 1–0,5 метра. Таким образом по мосту можно пройти пешком, находясь по пояс в воде. Необычный мост имеет длину 30 километров. Он протянулся от острова Рамесварам (в переводе место Бога Рамы) на юго-западном побережье Индии до острова Маннар у берегов Шри-Ланки.

В 18 км юго-восточнее Рамеcварама на песчаной косе в древние времена находился город Дханушкоди. Он был полностью уничтожен циклоном в 1964 году. После разгула стихии только один храм остался не разрушен. Именно возле него враги Рамы сдавались ему в плен. По некоторым сведениям, в районе песчаной косы на дне лежит ещё один храм, о котором до наших времен не дошли сведения. От этого места и начинается Адамов мост (или мост Рамы).

Споры об истории возникновения Адамова моста

Споры о том, искусственный мост или естественный, во всю силу разгорелась в 2001 году. Тогда правительство Индии решило разрушить Адамов мост и сделать Полкский пролив судоходным. Это позволило бы сэкономить около 30 часов плавания вокруг островов (порядка 400 км.).

Судоходный канал предлагал тут провести ещё в 1850 году английский командор Тэйлор.В 1955 году такой же замысел хотел осуществить и Джевахарлал Неру. Однако священные места своего народа рушить было неэтично, поэтому Верховный суд Индии заявил, что не существует исторических доказательств строительства древнего моста Рамой. «Рамаяна», для индийцев хотя и священная книга, однако её в расчет не стали принимать.

Помощь международной общественности

Группа общественных организаций со всего мира 27 марта 2007 года начала кампанию SaveRamSethu (Спасти Мост Рамы) по спасению Адамова моста. 27 марта считается днем рождения Рамы. Для жителей Индии Мост Рамы - реальное доказательство их древней истории и культуры, а разрушение и строительство затронуло бы чувства миллионов верующих.

Противники строительства канала заявили, что если разрушить Адамов мост, это затронет всю экосистему района. С северо-востока от моста - опасный Полкский залив с циклонами и штормами. На юго-западе находится спокойный Манарский залив с кристально чистой водой. Адамов мост разделяет эти два совершенно различных залива и смягчает тяжелые последствия стихии.

По мнению учёных, цунами 2004 года, которое обрушилось на Индию и унесло тысячи жизней было серьёзно ослаблено благодаря мосту Рамы. В ином случае жертв было бы значительно больше. Петицию SaveRamSethu поддержали тысячи людей.

Защитники Адамова моста предложили другой вариант проведения судоходного канала, не разрушив древнее сооружение. Можно прокопать его по песчаной отмели около индийской деревни Мандапам. Будут ли услышаны доводы природозащитников индийскими властями не известно. Однако в 2007 году Мадрасский Высокий суд издал решение том, что Адамов мост является рукотворным сооружением.

Доказательства реальности строительства древнего моста

Фотоснимки, произведенные в начале 2000 годов агентством НАСА, добавили пыла спору. На фото ясно видно настоящий мост, хотя сотрудники НАСА и заявили, что судить о возрасте и происхождении цепи островов по снимкам не корректно. Индийскую газету HindustanTimes это не смутило и она сообщила, что снимки НАСА доказывают реальность индийских легенд.

Сохранившаяся часть моста Рамы (или Адамов мост)

Геологическая служба Индии (GSI) провела исследование структуры Адамова моста. Были досконально изучены пробы грунта, для чего пробурили 100 скважин в районе моста. Провели магнитное сканирование. Исследование выявило, что подводный хребет, образующий мост с шириной от 1,6 до 4 километров не мог возникнуть естественным образом.

Результаты исследования

Подводный хребет является скоплением камней, песка и кораллов. .Валуны размером 1,5х2,5 метрв в основном правильной формы, состоят из известкового камня, Эта насыпь лежит на морском песке, толщиной от 3 до 5 метров. и только после него начинается твёрдый грунт. Именно присутствие песка ниже валунов, указывает на рукотворное возникновение Адамова моста, т. к. они явно положены сверху на песчаный грунт.

Учёными было установлено, что этот участок земной платформы не поднимался в результате каких-либо геологических процессов и представляет собой дамбу. В скважинах исследователи обнаружили однородный материал - известняк. Упорядоченный характер кладки тоже говорит о рукотворном происхождении моста. Валуны кто-то принес и уложил в дамбу.

Мнения ученых разошлись в определении возраста и в способе происхождения моста. История не раз доказывала,ч то за часто скрывается истина. Ведь Генрих Шлиман поверил Гомеру и нашёл древнюю Трою, вопреки мнению большинства учёных.

История древнего моста

Мост Рамы (RamasetuSetu или Setubandha) с санскрита еще переводится как искусственная набережная. В древних текстах и в «Рамаяне» мистическое строение упоминается как Священная дамба и как мост Налы, а в одном из вариантов «Рамаяны» эта Священная дамба упоминается на протяжении целой главы. Упоминание про строительстве моста Рамы находится также и в индийских священных книгах — Пуранах и в «Махабхарате».

В атласе Шварцберга (на стр. 38) периода 1290–1390 годов нашей эры на карте Индии Адамов мост упоминается, как Setubandha (Искусственная набережная). На протяжении многих веков древний мост был хорошо известен путешественникам и географам. Даже великий Марко Поло описал Адамов мост в своей книге IL MILIONE.

Согласно сведениям из старинных карт, до 1480 года мост Рамы был пешеходным и люди ходили по нему из Индии в Шри-Ланку, что подтверждается древней картой Птолемея. Позже Адамов мост был разрушен цунами и землетрясениями. В результате мост опустился под воду примерно на 1 метр, а в одном месте моста даже образовался разрыв, который сейчас можно преодолеть только вплавь.

Местные жители всегда называли древнее сооружение мост Рамы. О другом названии моста, рассказали англичане, захватившие Индию. Адамов мост, такое название мосту дали мусульмане. В соответствии с арабскими легендами, когда Адам был изгнан из рая, Бог поселил его на острове Цейлон (нынешняя Шри-Ланка). По отмелям моста Адам смог перейти на материк, направляясь к Еве.

Вмешательство высших сил?

Несмотря на протесты населения и общественности, фирма Sethusamudram решила начать работы по строительству будущего канала. Однако по неизвестным причинам несколько земснарядов для рытья грунта было возвращено из-за поломки. Также у строительных ковшей оказались сломаны зубья. Неожиданно для того времени года налетел сильный шторм и разметал суда, не давая работать строителям. По мнению верующих индусов это Хануман — Царь обезьян, охранял своё творение от разрушения.

Смотреть документальный фильм «Мост Рамы»

Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном) с древнейших времен соединяет таинственная отмель, которую как мусульмане, так и индуисты считают рукотворным мостом. Сравнительно недавно индийские геологи установили, что это на самом деле искусственное сооружение уникальное по длине — 50 км! — и колоссальное по объему проведенных работ.

Таинственная отмель

Загадочную отмель, которая соединяет Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном), без проблем можно различить с самолета, зафиксирована она и на космических снимках. У мусульман эта отмель известна под названием мост Адама, а у индуистов — мост Рамы. Любопытно, что на арабских средневековых картах эта отмель обозначена как реальный мост, находящийся выше уровня воды, по которому в те времена из на Цейлон мог перейти любой желающий, будь то женщина или ребенок. Поразительно, что длина этого моста составляет около 50 км, при ширине от 1,5 до 4 км.

В хорошем состоянии этот мост продержался до 1480 года, когда сильное землетрясение и возникшее после него цунами его довольно сильно повредили. Мост сильно просел и местами был разрушен. Сейчас большая часть этого колоссального моста скрыта под водой, но до сих пор по нему можно пройти. Правда, между островом Рамесвар и мысом Рамнад существует небольшой проход Памбас, по нему движутся мелкие торговые суда, вот его-то придется переплыть. Однако тем, кто решится на такое рискованное предприятие, стоит учитывать, что там довольно сильное течение, которое может унести экстремала в открытое море.

По мнению индуистов, мост на самом деле является рукотворным, в древнейшие времена его по приказу императора Рамы построило войско обезьян, возглавляемое Хануманом, об этом упомянуто в священной книге «Рамаяна». Есть упоминания о строительстве моста и в Пуранах (индийских священных книгах), и в «Махабхарате». Этот мост вынуждает корабли ходить вокруг Шри-Ланки, а это значительные потери во времени (до 30 часов) и в горючем. Вот поэтому уже не раз поступало предложение прорыть канал сквозь мост Рамы. Однако в XX веке канал так и не был построен.

Всерьез за канал взялись уже в XXI веке, для его строительства была сформирована специальная корпорация.

Вот тут-то и начались прямо мистические события. Стоило корпорации приступить к работам, как земснаряды стали выходить из строя один за другим. У них ломались зубья ковшей, горели моторы, лопались тросы. Довершил «разгром» корпорации внезапно налетевший шторм, который как песчинки разметал участвовавшие в строительстве суда и окончательно прервал работы. Верующие индуисты не сомневались, что срыв строительства канала был вызван неестественными причинами; по их мнению, это царь обезьян Хануман не позволил разрушить свое творение.

С 2007 года в Индии проходит кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы»* Активисты кампании защищают мост Рамы не только как древнейший исторический памятник, они считают, что он очень важен для сохранения местной экосистемы. Говорят, что мост Рамы в какой-то мере даже снизил последствия цунами 2004 года и спас немало жизней. Конечно, самый главный вопрос: является ли этот мост искусственным сооружением? При положительном ответе возникают другие вопросы: кто его построил и когда?

Сенсационное открытие индийских геологов

Поразительно, но есть все основания говорить о том, что мост Рамы действительно искусственное сооружение. Глубина вокруг него составляет 10—12 метров, при очень значительной ширине, напомню, — от 1,5 до 4 км; даже трудно представить, какой колоссальный объем строительного материала был перемещен при такой титанической работе! Несколько лет назад были опубликованы космические снимки моста Рамы, сделанные НАСА, на них отчетливо виден самый настоящий мост, соединяющий Шри-Ланку и Индию. Впрочем, специалисты из НАСА не считают, что эти снимки могут пролить свет на происхождение этого удивительного образования.

Гораздо более убедительные доказательства рукотворного происхождения моста Рамы добыли специалисты из геологической службы Индии 6SI.

Индийские геологи провели масштабное исследование как моста Рамы, так и подстилающих его пород. Для этого в самом мосту и рядом с ним они пробурили 100 скважин и провели геофизические исследования. Удалось установить, что мост не представляет собой какое-либо естественное возвышение коренных пород, как можно было бы предположить, это явная аномалия искусственного характера. По данным исследования, мост образован насыпью из валунов размером 1,5x2,5 метра, причем довольно правильной формы.

Главным же доказательством рукотворности моста служит тот факт, что насыпь из валунов покоится на мощном слое морского песка толщиной от трех до пяти метров! По данным бурения, только под этим песчаным слоем начинаются коренные породы. Получается, что кто-то в незапамятные времена уложил поверх песка гигантское количество валунов из известкового камня, на искусственный характер моста Рамы указывает и упорядоченность укладки этого материала. Геологи также установили, что никаких процессов подъема морского дна на участке, занятом мостом, не происходило. Вывод индийских геологов: мост Рамы бесспорно является искусственным сооружением!

Мост строили великаны?

Когда же оно было построено и кем? Если верить легендам, мост был построен миллион лет назад, а некоторые западные исследователи дают ему даже 17 миллионов лет. Есть и менее впечатляющие предположения — 20 тысяч лет и 3500 лет. Последняя цифра, на мой взгляд, маловероятна, ведь она подразумевает, что мост строили люди, такие же, как и мы с вами. Зачем им было тратить силы и время на ширину моста от 1,5 до 4 км?

Ясно, они бы ограничились шириной максимум в 200 метров. Значит, мост строили не обычные люди, поэтому он, скорее всего, древнее чем 3,5 тысяч лет.

Согласно легендам, мост строили обезьяны из войска Ханумана, а они были настоящими великанами ростом до 8 метров, вот таким исполинам было под силу создать такой невероятный мост. Кстати, мост строился с целью переправить войско Рамы на Шри-Ланку для сражения с ее правителем демоном Раваной, похитившим Ситу, возлюбленную Рамы. Возможно, ширина моста была увеличена в военных целях, чтобы сразу обеспечить массированную атаку на неприятеля. Ведь давно известно, что противника, движущегося по узкому мосту, ущелью или проходу, гораздо легче удерживать даже незначительными силами.

Впрочем, если верить в гипотезу, что (Цейлон) когда-то была частью материка Лемурии, то этот таинственный мост могли построить и лемурийцы, которые также были гигантского роста. В любом случае пока еще не все тайны моста Рамы можно считать раскрытыми.

4 918

Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном) с древнейших времен соединяет таинственная отмель, которую как мусульмане, так и индуисты считают рукотворным мостом. Сравнительно недавно индийские геологи установили, что это на самом деле искусственное сооружение уникальное по длине - 50 км! - и колоссальное по объему проведенных работ.

Согласно легендам, мост строили обезьяны из войска Ханумана, а они были настоящими великанами ростом до 8 метров, вот таким исполинам было под силу создать такой невероятный мост.

Таинственная отмель

Загадочную отмель, которая соединяет Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном), без проблем можно различить с самолета, зафиксирована она и на космических снимках. У мусульман эта отмель известна под названием мост Адама, а у индуистов - мост Рамы. Любопытно, что на арабских средневековых картах эта отмель обозначена как реальный мост, находящийся выше уровня воды, по которому в те времена из Индии на Цейлон мог перейти любой желающий, будь то женщина или ребенок. Поразительно, что длина этого моста составляет около 50 км, при ширине от 1,5 до 4 км.

В хорошем состоянии этот мост продержался до 1480 года, когда сильное землетрясение и возникшее после него цунами его довольно сильно повредили. Мост сильно просел и местами был разрушен. Сейчас большая часть этого колоссального моста скрыта под водой, но до сих пор по нему можно пройти. Правда, между островом Рамесвар и мысом Рамнад существует небольшой проход Памбас, по нему движутся мелкие торговые суда, вот его-то придется переплыть. Однако тем, кто решится на такое рискованное предприятие, стоит учитывать, что там довольно сильное течение, которое может унести экстремала в открытое море.

По мнению индуистов, мост на самом деле является рукотворным, в древнейшие времена его по приказу императора Рамы построило войско обезьян, возглавляемое Хануманом, об этом упомянуто в священной книге «Рамаяна». Есть упоминания о строительстве моста и в Пуранах (индийских священных книгах), и в «Махабхарате». Этот мост вынуждает корабли ходить вокруг Шри-Ланки, а это значительные потери во времени (до 30 часов) и в горючем. Вот поэтому уже не раз поступало предложение прорыть канал сквозь мост Рамы. Однако в XX веке канал так и не был построен.

Всерьез за канал взялись уже в XXI веке, для его строительства была сформирована специальная корпорация.

Вот тут-то и начались прямо мистические события. Стоило корпорации приступить к работам, как земснаряды стали выходить из строя один за другим. У них ломались зубья ковшей, горели моторы, лопались тросы. Довершил «разгром» корпорации внезапно налетевший шторм, который как песчинки разметал участвовавшие в строительстве суда и окончательно прервал работы. Верующие индуисты не сомневались, что срыв строительства канала был вызван неестественными причинами; по их мнению, это царь обезьян Хануман не позволил разрушить свое творение.

С 2007 года в Индии проходит кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы»* Активисты кампании защищают мост Рамы не только как древнейший исторический памятник, они считают, что он очень важен для сохранения местной экосистемы. Говорят, что мост Рамы в какой-то мере даже снизил последствия цунами 2004 года и спас немало жизней. Конечно, самый главный вопрос: является ли этот мост искусственным сооружением? При положительном ответе возникают другие вопросы: кто его построил и когда?

Сенсационное открытие индийских геологов

Поразительно, но есть все основания говорить о том, что мост Рамы действительно искусственное сооружение. Глубина вокруг него составляет 10-12 метров, при очень значительной ширине, напомню, - от 1,5 до 4 км; даже трудно представить, какой колоссальный объем строительного материала был перемещен при такой титанической работе! Несколько лет назад были опубликованы космические снимки моста Рамы, сделанные НАСА, на них отчетливо виден самый настоящий мост, соединяющий Шри-Ланку и Индию. Впрочем, специалисты из НАСА не считают, что эти снимки могут пролить свет на происхождение этого удивительного образования.

Гораздо более убедительные доказательства рукотворного происхождения моста Рамы добыли специалисты из геологической службы Индии 6SI.

Индийские геологи провели масштабное исследование как моста Рамы, так и подстилающих его пород. Для этого в самом мосту и рядом с ним они пробурили 100 скважин и провели геофизические исследования. Удалось установить, что мост не представляет собой какое-либо естественное возвышение коренных пород, как можно было бы предположить, это явная аномалия искусственного характера. По данным исследования, мост образован насыпью из валунов размером 1,5×2,5 метра, причем довольно правильной формы.

Главным же доказательством рукотворности моста служит тот факт, что насыпь из валунов покоится на мощном слое морского песка толщиной от трех до пяти метров! По данным бурения, только под этим песчаным слоем начинаются коренные породы. Получается, что кто-то в незапамятные времена уложил поверх песка гигантское количество валунов из известкового камня, на искусственный характер моста Рамы указывает и упорядоченность укладки этого материала. Геологи также установили, что никаких процессов подъема морского дна на участке, занятом мостом, не происходило. Вывод индийских геологов: мост Рамы бесспорно является искусственным сооружением!

Мост строили великаны?

Когда же оно было построено и кем? Если верить легендам, мост был построен миллион лет назад, а некоторые западные исследователи дают ему даже 17 миллионов лет. Есть и менее впечатляющие предположения - 20 тысяч лет и 3500 лет. Последняя цифра, на мой взгляд, маловероятна, ведь она подразумевает, что мост строили люди, такие же, как и мы с вами. Зачем им было тратить силы и время на ширину моста от 1,5 до 4 км?

Ясно, они бы ограничились шириной максимум в 200 метров. Значит, мост строили не обычные люди, поэтому он, скорее всего, древнее чем 3,5 тысяч лет.

Согласно легендам, мост строили обезьяны из войска Ханумана, а они были настоящими великанами ростом до 8 метров, вот таким исполинам было под силу создать такой невероятный мост. Кстати, мост строился с целью переправить войско Рамы на Шри-Ланку для сражения с ее правителем демоном Раваной, похитившим Ситу, возлюбленную Рамы. Возможно, ширина моста была увеличена в военных целях, чтобы сразу обеспечить массированную атаку на неприятеля. Ведь давно известно, что противника, движущегося по узкому мосту, ущелью или проходу, гораздо легче удерживать даже незначительными силами.

Впрочем, если верить в гипотезу, что Шри-Ланка (Цейлон) когда-то была частью материка Лемурии, то этот таинственный мост могли построить и лемурийцы, которые также были гигантского роста. В любом случае пока еще не все тайны моста Рамы можно считать раскрытыми.

 

Если лететь над морем между Индией и Шри-Ланкой (Цейлоном), то в какой-то момент можно заметить находящуюся буквально у самой поверхности странную отмель, которая, слегка изгибаясь, соединяет остров и континент. Отмель эту мусульмане называют мостом Адама , а индуисты — мостом Рамы .

Мусульманское название связано с тем, что последователи этой религии считают, что изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой странной отмели, столь похожей на мост.

Индуисты и вовсе считают, что это действительно рукотворный мост, построенный в незапамятные времена по приказу императора Рамы войском обезьян под предводительством Ханумана . Согласно Рамаяне, руководил строительством Нала — сын легендарного божественного зодчего Вишвакармана, и по этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с ее правителем, демоном Раваной, который похитил возлюбленную Рамы — Ситу.

На арабских средневековых картах он отмечен как самый настоящий возвышающийся над водой мост, по которому любой желающий мог перейти из Индии на Цейлон. Ситуация изменилась в 1480 году, когда в результате сильного землетрясения и последовавшего за ним сильнейшего шторма мост просел и был частично разрушен. Однако португальцы и англичане по-прежнему обозначали его на картах как искусственное сооружение, дамбу или мост.

Длина моста составляет без малого 50 километров, ширина его колеблется в пределах примерно от 1,5 до 4 километров, глубина морского дна вокруг сооружения — 10-12 метров. Большая часть его скрыта водой, иногда на глубине более метра. Так что по нему и сейчас вполне можно пройти от начала до конца, то бредя по каменному полотну по колено в воде, то углубляясь по пояс и более.

Единственное серьезное препятствие — это так называемый проход Памбас между островом Рамесвар и мысом Рамнад, доступный для движения небольших торговых судов. Немногим решившимся на подобный переход путешественникам приходится здесь использовать все свое умение плавать. Тем, кто в этом не силен, по мосту лучше вовсе не ходить — сильное течение через Памбас норовит снести смельчаков в открытое море.

Проклятый канал

Большие суда и поныне вынуждены ходить вокруг Шри-Ланки, на что уходит лишних 800 километров, что составляет 30 часов пути. Для решения этой проблемы еще в 1850 году английский командор Тэйлор предложил провести сквозь мост Рамы канал. В 1955 году этот план пожелал воплотить в жизнь Джавахарлал Неру. Поскольку священные места собственного народа разрушать как-то неэтично, правительство страны в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой. Рамаяна хоть и священная книга, но как-то не в счет.

Но настоящие страсти по поводу строительства канала разгорелись уже в XXI веке, когда для этого была сформирована корпорация «Сетуса-мудрам». Она даже принялась за строительные работы на месте будущего канала, но по неведомым причинам часть земснарядов была возвращена в порт из-за поломок, в том числе зубьев ковшей. Неожиданный шторм разметал задействованные в строительстве суда и не дал продолжить работы. Верующие индуисты сразу заявили, что это царь обезьян Хануман охраняет свое творение.

27 марта 2007 года, как раз в день рождения Рамы, группа международных общественных организаций начала кампанию Save Ram Sethu — «Спасите мост Рамы». Поскольку для индусов мост Рамы — живое доказательство их древней истории, начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих. Активисты кампании также заявили, что разрушение моста разрушит всю местную экосистему. Ведь к северо-востоку от моста находится бурный и опасный Полкский пролив с его штормами и циклонами, а к юго-западу — спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета.

Мост Рамы разделяет их и смягчает страшные последствия циклонов и цунами. Так, по мнению ученых, цунами, которое обрушилось на Индию в 2004 году и унесло десятки тысяч жизней, было значительно ослаблено мостом Рамы. Не будь этой древней «дамбы», жертв могло было быть гораздо больше. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Защитники моста предлагают принять альтернативный проект: прорыть канал по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока неясно.

Факты свидетельствуют: мост рукотворный

Мы во многом уже привыкли к тому, что за легендами и мифами часто скрыты реальность и давно перевернутые страницы прошлого нашей планеты. Тем не менее снимки, которые НАСА обнародовало несколько лет назад, немало удивили даже жителей Шри-Ланки и Индии.

На них со всей четкостью, что дает современная фотоаппаратура, виден самый настоящий мост между континентом и Цейлоном. После публикаций снимков НАСА индийская газета «Хиндустан тайме» сообщала, что полученные американскими спутниками изображения служат доказательством реальности индийских сказаний, и что события, о которых повествует Рамаяна, в том числе строительство моста Рамы, действительно имели место.

Однако НАСА предпочло дистанцироваться от каких-либо конкретных заявлений. Да, на фотографиях, сделанных со спутников, ясно видна удивительная геоморфология данного района. Но, как заявляют специалисты НАСА, сами по себе «изображения дистанционного зондирования с орбиты не могут предоставить конкретную информацию о происхождении или возрасте цепи островов и не могут определить участие людей в происхождении данного объекта».

Зато данные, позволяющие судить об этом, получила геологическая служба Индии 6SI. Ее специалисты исследовали всю структуру моста Рамы. В мосту и рядом с ним были пробурены 100 скважин, пробы грунта из которых подверглись тщательному изучению. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате было выяснено, что невысокий подводный хребет (мост) представляет собой явную аномалию, поскольку возникает на дне совершенно неожиданно.

Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5×2,5 метра правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 метров. И лишь под песком начинается твердый каменный грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен поверх песчаного грунта. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Также было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал -известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также свидетельствует в пользу того, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.

Странным, конечно, кажется то, что мост имеет просто непомерную ширину для переправы войск, да и чего бы то ни было еще. Но это по современным меркам. Вот что рассказывает Александр Волков, режиссер снятого в 2009 году документального фильма «Мост Рамы»:

— Легенды говорят, что его строили воины-обезьяны, которые были исполинского роста. И мы даже в фильме попытались проиллюстрировать то, что высота этих исполинов была -вы не поверите — 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить — такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей восьмиметрового роста, при этом обладающих каким-то вооружением, наверное, появляется логика в ширине этого моста.

Вообще, много вопросов, конечно, много. Один из таких вопросов — это возраст моста. Исходя из легенд, одни индуистские теологи говорят о том, что мосту Рамы миллион лет, другие приводят более скромный возраст — 20 тысяч лет. Западные исследователи-альтернативщики выдвинули прямо-таки радикальную версию — 17 миллионов лет. Даже индийская академическая наука снизошла до решения проблемы и предложила свой вариант — 3500 лет, очевидно, увязывая строительство с арийским завоеванием Индии. Однако при множестве неясностей очевидно то, что мост Рамы действительно является искусственным, рукотворным сооружением. Исследования, проведенные GSI, смею полагать, это убедительно доказали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.