Набережная баку. Набережная в баку - приморский парк и другие достопримечательности История создания набережной в Баку

Жемчужина Баку и одна из его визитных карточек – Приморский бульвар родился не сразу. Когда–то на этом месте была городская стена, защищавшая Баку от набегов с моря.

В 60-е годы XIX века стена оказалась не нужна – совершать набеги на Баку стало некому, и ее решили снести. Стену разобрали, камень городская управа продала за 44 тысячи рублей – огромные по тем временам деньги. На них власти устроили 30-метровое пространство вдоль берега – прообраз будущей набережной. Примерно тогда же там стали расти оригинальные здания в мавританском стиле – ведь поначалу ее украшали в основном склады с товарами, да пристани пароходных компаний. Все это предназначалось для торговли с Персией. Так началась длительная и насыщенная событиями история бакинского Приморского бульвара.

Сегодня его сравнивают со всемирно известным бульваром Копакабана в Рио и Променад дез Англе в Ницце. Но Приморский бульвар в Баку неповторим. Это набережная, которая растянулась на 5 километров вдоль берега моря, а буквально завтра ее протяженность возрастет еще в пять раз! Сегодня набережная берет начало у подножия Нагорного парка и идет вдоль берега Каспийского моря, мимо Ичери Шехер - Старого города до Морского порта. Самая живописная часть бульвара расположена между Нагорным парком и Губернаторским садом (площадью Азнефть). Это не унылая полоса асфальта под палящим солнцем. На всем пространстве бульвара высажены уютные тенистые аллеи, прорыты каналы, сродни венецианским, разбиты цветники, устроены кафе под открытым небом, где так хорошо выпить в жару бокал минералки с крепчайшим, сваренным по-азербайджански кофе и сразиться в шахматы. Здесь, на этом бульваре, никто никуда не торопится, особенно по вечерам. Зато вечером, когда немного спадает дневной зной, бульвар расцветает. Кажется, весь Баку собрался здесь. Гуляют семьями, бродят влюбленные парочки, здесь есть все. Особенно интересен Музей Ковров, где собраны и бережно сохраняются образцы старинного азербайджанского и иранского ковроткачества.

У Музея Ковров расположена пристань, куда причаливают прогулочные теплоходики и лодки, они отправляются в свой ежедневный путь по живописным каналам, и в какой–то момент кажется, что ты уже не в Баку, а в Венеции, тем более, что по берегам каналов выстроены дома в венецианском стиле, а через канал перекинуты ажурные мостики. Еще одно потрясение ждет в Старом городе. Прямо на набережную здесь выходит символ Баку – воспетая поэтами Девичья башня. Приморский бульвар в Баку имеет государственное значение. Как Красная площадь в Москве, Крещатик в Украине или площадь Святого Петра в Ватикане. Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 10 января 2008 года, учитывая значение Приморского бульвара для истории, культуры и экологии столицы Азербайджанской республики, было создано Управление Приморского бульвара при Кабинете министров. В соответствии с этим же документом Приморский бульвар начали капитально благоустраивать и реконструировать.Деньги были выделены мэрией Баку.

Когда план будет полностью реализован, территория Приморского парка будет увееличена в пять раз. Он протянется от Морского вокзала до поселка Зых и от Дворца ручных игр до мечети Биби-Эйбат – на 25 километров. Сегодня на бульваре в разбитом подле него Национальном приморском парке продолжается капитальная реконструкция, расширяется зеленая зона, строятся новые музыкальные фонтаны, модернизируется береговая линия. Все работы планируется закончить к 2015 году, и тогда все мы сможем увидеть обновленный Приморский бульвар. Он предстанет во всем великолепии от Байыловских высот до Зыха. Уже сейчас идет здесь строительство новых ультрасовременных отелей. Стоит отметить, что все промышленные объекты, расположенные на пути строительства, будут перенесены за город. Несомненно, это улучшит экологическую обстановку в Баку – как когда-то снос крепостной стены дал доступ в город свежему морскому ветру.

Где находится:

Бакинский приморский бульвар - одна из достопримечательностей Баку, излюбленное место отдыха бакинцев и гостей города. В 2009 году отметил свой 100 летний юбилей. Протяженность парка, составляющая на данный момент 9 км 700 метров, после генеральной реконструкции будет составлять 25 км.
Начало строительства
История бакинского бульвара уходит корнями к началу XIX века, когда бакинская городская управа неоднократно обсуждала вопрос о создании приморского бульвара. Но лишь в 1909 году были предприняты конкретные шаги, инициатором которых стал азербайджанский инженер Мамедгасан Гаджинский. Городские власти ассигновали на закладку бульвара 600 000 рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около 30 специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры-строители. Победителем конкурса стал Г. М. Термикелов. Вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества «Кавказ и Меркурий» и домом Сеида Мирбабаева. Ныне эта территория от Кукольного Театра до площади «Азнефть». Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники. По проекту инженера Н.Баева на бульваре была также построена купальня, которая походила на сказочный летний дворец. 40-х годах, в связи с подъёмом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара, купальня была ликвидирована. К началу 50-х годов длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км, от судоремонтного завода им. «Парижской коммуны» до нового морского пассажирского вокзала.
70-е и 80-е года
В 1966 году, по проекту архитектора М.Гусейнова, на Приморском бульваре, в районе площади «Азадлыг» была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к морю, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 году М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара. В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 году своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней терассы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.
90-е года
В связи с резким повышением уровня Каспия в 90-х годах, была затоплена значительная часть Приморского парка, в том числе прогулочная эстакада, катерная пристань и яхт-клуб. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.
Новейшая история
В 2007 году в Приморском парке, напротив площади «Азнефть» состоялось открытие музыкального фонтана, не имеющего аналогов в мире. В 2008 году завершилось строительство второго фонтана, сооруженного напротив Дома Правительства. Было обновлено и отреставрировано 15 аттракционов, кафе «Мирвари», кинотеатр «Бахар», летний детский театр и парашютная вышка, построенные по инициативе бывшего мэра Баку Алиша Лемберанского.
В связи с указом президента, в 2008 году началась генеральная реконструкция Приморского парка, на которую мерией города Баку будет выделено 500 миллионов долларов США. Территория Приморского парка будет увеличена в пять раз. Длина его протянется от морского вокзала до поселка Зых и от Дворца ручных игр до мечети Биби-Эйбат. Масштабная реконструкция будет завершена до 2015 года.
Государственная поддержка
Распоряжением президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 29 декабря 1998 года Приморскому бульвару, был придан статус Национального парка.
Указом президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 10 января 2008 года, учитывая значение Приморского бульвара для истории, культуры и экологической безопасности народа, было создано Управление Приморского бульвара при Кабинете министров Азербайджанской Республики.В соответствии с данным указом было начато капитальное благоустройство Приморского национального парка.

Как добраться, что посмотреть, где остановиться, погулять и недорого, но сытно поесть — основные вопросы, возникающие в голове, когда планируешь поезду в тот или иной уголок земли, и Баку здесь не исключение. Побывав в столице Азербайджана, подготовил краткий путеводитель для желающих посетить Баку, самый большой город на Кавказе, с кратким 2-х, 3-х дневным визитом.

Визовый вопрос и регистрация

Виза в Азербайджан для граждан России на срок пребывания до 90 дней не требуется. Для пересечения границы нужно иметь лишь заграничный паспорт, действующий в период нахождения в Азербайджане. Обязательная страховка для въезда в страну также не нужна, но по привычке взял себе через сервис Cherehapa , береженого Бог бережет.

Часто в Интернете возникает вопрос по поводу обязательной регистрации иностранцев в Азербайджане и возможном вымогательстве денежных средств пограничниками на обратном пути, при ее отсутствии. По данным Государственной миграционной службы Республики Азербайджан – иностранные граждане или лица без гражданства, если они планируют находится на территории Азербайджана более 10 дней, должны за это время быть зарегистрированы по месту пребывания, для пребывающих на срок менее 10 дней регистрация не требуется. Регистрация бесплатная, госпошлина не взимается.

Для того, чтобы обезопасить себя от возможных проблем при выезде из Азербайджана, сделал пару скриншотов с официального сайта ГМС, но они не пригодились, никаких вопросов у пограничников не возникло.

Как добраться до Баку?

На самолете. Самый простой и быстрый способ добраться до Баку. Из Москвы в столицу Азербайджана совершают свои рейсы Аэрофлот (из Шереметьево), S7 (из Домодедово), Utair (из Внуково) и Azerbaijan Airlines — AZAL (Азербайджанские авиалинии; из Домодедово, Внуково). Продолжительность перелета около 2,5 часов. Из Санкт-Петербурга, Минеральных Вод и Казани летает азербайджанский перевозчик.

Минимальная стоимость авиабилетов Москва ↔ Баку и Санкт-Петербург ↔ Баку

Москва - Баку - Москва С-Петербург - Баку - С-Петербург

На поезде. Каждую субботу с Курского вокзала Москвы в Баку отправляется поезд 055Ч Москва – Баку, время в пути 2 дня 5 часов. Из Ростова-на-Дону можно добраться на прямом поезде Ростов-на-Дону – Баку 392С или проходящем Харьков – Баку 390О. Время в пути 1 день 9 часов и 1 день 8 часов соответственно.

На автобусе. Прямых официальных автобусных маршрутов между Москвой и Баку нет. Но можно добраться с пересадкой в Ставрополе (Москва – Ставрополь, Ставрополь – Баку).

Аэропорт Баку. Как добраться до центра города?

Бакинский международный аэропорт имени Гейдара Алиева располагается в 25 км на восток от Баку и связан с городом современной автострадой. Все международные рейсы прибывают в новый современный терминал, открытый 2013 году. Аэропорт обслуживает не так много рейсов, поэтому по прилету таможенные процедуры много времени не займут. В аэропорту доступен бесплатный Wi-Fi. Курительные комнаты были в зоне вылета, но в 2017 году исчезли.

По прилету, в аэропорту Баку после выхода из чистой зоны есть обменник, где можно купить манаты, но курс, что не удивительно, не очень хороший. Здесь же найдете минимум 2 банкомата. В последнюю мою поездку в апреле 2017 года один не работал, а второй взял комиссию — 1 манат, в 2016-ом ее не было.

Добраться из аэропорта Баку до центра города можно двумя способам: на такси и на автобусе.

На такси. При выходе из зоны прилета к Вам сразу подойдут и предложат такси в город, это самые хитрые таксисты, так как по правилам им запрещено заходить в терминал. Откажетесь, выйдете на улицу, и здесь их уже намного больше, и каждый считает своим долгом подойти и предложить свои услуги. Отзывы о такси из аэропорта Баку в город, да и вообще таксистах в Баку не очень хорошие и сводятся к тому, что каждый из них пытается развести туриста, как можно на большую сумму. Поэтому, если уж планируете ехать на такси из аэропорта, то зайдите на сайт KiwiTaxi.ru и ознакомьтесь с ценами на официальный трансфер, и по прилету вы сможете уже торговаться с таксистами отталкиваясь от определенной суммы. Или проще, закажите такси заранее онлайн , и водитель встретит вас при выходе из зоны прилета с именной табличкой и доставит до места, указанного в вашем ваучере.

По прилету в аэропорт Баку также можно заказать через Интернет (Wi-Fi имеется) такси Uber . Чтобы воспользоваться данным сервисом, требуется скачать на свой смартфон приложение Uber (если оно, конечно, не установлено) в Google Play для Android или в iTunes для устройств Apple , установить и зарегистрироваться, привязав к своему аккаунту банковскою карту. В настоящий момент стоимость проезда на Убере из аэропорта Баку до метро 28 Мая (маршрут экспресса, о котором ниже) составляет 15 манат по данным расчета на официальном сайте.

На автобусе. Автобус от аэропорта Баку до центра города (маршрут H1) отправляется в дневное время каждые 30 минут, а в ночное каждый час от остановки напротив выхода из международного терминала (слева, не доходя парковки) и следует с одной остановкой у станции метро Кёроглу (азерб. Koroğlu) до станции метро 28 Мая (азерб. 28 May) , которая расположена у Бакинского железнодорожного вокзала. Начиная с 2017 года от станции 28 Мая в сторону аэропорта четкого расписания у автобуса нет — приехал, высадил, посадил и в обратный путь.

Автомат BakiKART и расписание автобуса из аэропорта Баку в город

Как оплатить проезд. Для проезда на автобусе следует приобрести в специализированном автомате BakiKART (пластиковая карта, цена: 2.00 маната) или BakiKART для временного использования (бумажная карта, цена: 0.20 маната) и сразу пополнить ее на стоимость проезда в шаттле — 1.30 маната. Автоматы расположены справа и слева от выхода из аэропорта. Максимальная купюра, которую они принимают при покупке 1 временной карты с поездкой из аэропорта в город стоимостью 1,5 маната — 5 манат, сдачу выдают монетами. Можно пополнить временную карту сразу на 2 поездки (туда-обратно), тем самым сэкономить 20 гяпиков.

Где остановиться в Баку?

Сегодня от Booking.com пришло письмо с индивидуальной реферальной ссылкой. При бронировании по ней и вам, и мне начислят бонус 1000₽. Сама акция действует только на 10 бронирований, так что спешите воспользоваться. Ну, и сама ссылка: https://www.booking.com/s/35_6/d5f6d311 . Если еще доступны бронирования, то вы увидите внизу экрана:

Лучший вариант для туриста – это, конечно, недорогой отель в центре Баку недалеко от приморского бульвара, можно сказать это мечта, потому что бюджетных вариантов с таким расположением достаточно мало и их быстро расхватывают. Мне повезло, на Booking.com попался трехзвездочный отель The Empire Hotel , расположенный почти сразу за зданием местного парламента, и предлагавший существенную скидку на размещение. Перед бронированием проверил стоимость проживания в этом отеле через сервис сравнения цен RoomGuru.ru и убедился, что Booking.com предлагает лучший вариант. 4 суток проживания обошлись в 140 манат. The Empire Hotel отель не вау, не смотря на свое название, а трешка ниже среднего, но расположение хорошее.

Еще, что хочу сказать по выбору отеля в Баку, если есть 2 примерно одинаковых отеля по качеству и стоимости и один расположен рядом или внутри Ичери-Шехер (Старый, внутренний город), а второй в районе парламента, остановите свой выбор на первом.

Чем дальше располагается гостиница от бульвара, тем соотношение цена-качество заметно выше, если не брать в расчет расстояние. И, если возле такого отеля есть остановка автобуса, который следует в центр, или станция метро, то можно смело бронировать в нем номер.

Не нашли подходящего отеля? Посмотрите апартаменты, квартиры на сервисе Airbnb, там достаточно много интересных предложений в Баку. А если у вас еще нет аккаунта Airbnb, то регистрируйтесь по ссылке www.airbnb.ru/c/226361 . Это принесет и вам, и мне по 1500₽.

Транспорт в городе

Общественный транспорт в Баку:

  • метро очень похожее на московское. Для оплаты используется BakiKART, стоимость проезда 0.20 манат;
  • автобусы BakuBus, новые и современные, курсируют по городу. Для оплаты используется BakiKART, стоимость проезда 0.20 манат. Схема маршрутов и подробная информация доступна на официальном сайте ;
  • старые автобусы, которые соединяют столицу с пригородом. Готовы подхватить голосующего пассажира на любом участке маршрута, оплата наличными специально обученному человеку. Подробная информация по маршрутам на сайте (в настоящий момент сайт недоступен) ;
  • такси. Они везде, не пропадете, но наживаться на туристах очень любят. Рекомендую где возможно пользоваться Uber.

Тарифы Uber в Баку

Где поесть в Баку вкусно и недорого

Сразу могу сознаться, много мест не посещал, местного колорита не искал. Задача была найти кафе в центре, где официанты говорят по-русски, имеется русское меню, ну и, конечно, вкусно и не очень дорого.

Первое место, в которое мне посоветовали зайти — кафе Eriste (улица Газанфара Ализаде, 6/8) располагалось в подвальном помещении недалеко от старого города и Площади фонтанов. Сразу видно, что кафе для местных, еда вкусная и недорогая, официант говорит по-русски, но небольшое помещение и отсутствие меню на русском предопределило мой выбор не в его пользу, хотя может на это повлияла усталость или что-то еще.

На следующий день после прогулки по городу зашел в кафе Аraz , которое рекомендовали на форуме Винского. Данное заведение располагается на Площади фонтанов. Если стоять лицом к KFC, то правее него кафе City Fountain, а еще правее как раз Araz. Большинство официантов говорит по-русски, меню на азербайджанском, русском и английском, большой выбор блюд на любой вкус, в хорошую погоду выставляют столики на улице, есть Wi-Fi, зал разделен на курящий и нет, работают круглосуточно, возможна оплата картой. Я остановил свой выбор на этом кафе.

Если сравнивать цены в этих двух заведениях, то разница минимальна, в Аразе подороже где-то на 1 манат, плюс берут 60 гяпиков (копеек) за хлеб, от которого можно сразу отказаться и его не принесут и не включат в счет. По еде – вкусно и там, и там. По атмосфере и окружению Араз заметно выигрывает, так как само помещение не подвальное и больше по площади, плюс большинство посетителей за соседними столами говорят на нашем языке, можно расплатиться картой.

Если есть желание покушать и одновременно насладить изумительным видом «города огней» с высоты птичьего полета, посетите ресторан Telequlle , расположенный в помещении телевизионной башни. Сама площадка на которой находится данное заведение вращается, поэтому за время приема пищи перед вами проплывет весь город. Минимальная сумма чека на одного человека составляет 30 манат. К сожалению, сам не был здесь, так как узнал о нем уже после своей поездки. Буду очень рад услышать отзывы, тех кто посетил этот ресторан.

Где попить пива в Баку?

Местное самое популярное пиво Xirdalan (Хырдалан) варится на заводе «Балтика - Баку» вблизи столицы. Его можно попробовать во всех кафе, стоит 1,5 – 3 маната.

Несколько ирландских пабов располагаются в переулках рядом с Площадью фонтанов. Здесь наливают импортное пиво: Efes, Krombacher, Blanche de Bruxelles и другие по 7 – 8 манат за пол-литровую кружку, присутствует и бутылочный Магнерс (0,33). К сожалению, после девальвации маната с кранов пропали Guinness, Kilkenny.

Из данных заведений остановил свой выбор на старейшем пабе в Баку — Finnegan’s Pub (Абдулкерима Ализаде, 8). Главную роль в выборе этого паба для вечернего времякоротания сыграл официант Орхан, отлично поддерживающий беседу, но и бармены не отставали – скучать не приходилось. Если вы предпочитаете пить пенный напиток за стойкой, то здесь она удобная, широкая и длинная – место найдется. По средам и субботам в Finnegan’s Pub проходят концерты живой музыки, а по четвергам до 22.00, раскрою небольшой секрет, все напитки по 4 маната.

Еще одно место, которое нельзя пройти стороной, обсуждая пиво в Баку, – Ресторан Brewery (ул. Истиглалийет, 27). Найти его достаточно просто, выходите из метро Ичери-Шехер, переходите улицу по подземному переходу, выходите налево и немного вниз по улице. Через 20-30 метров увидите. В Brewery на кранах постоянно представлено 3 сорта пива, которые варятся здесь же, это – Светлое — Light (Helles), Красное — Medium (Marzen) и Темное — Dark (Bavarian G`Mischt), иногда варят еще сезонный сорт, но из-за плохой проливки (отсутствие в меню) данное пиво застаивается и киснет, поэтому планируют отказаться от этой затеи. Первые два сорта мне понравились, особенно Light, после длительной прогулки оно идет замечательно, предлагаемое темное не мое. Стоимость кружки пива – 4 маната. Но, если вы придете в воскресенье с 17.00 до 20.00, то каждая вторая кружка будет бесплатной. Персонал заведения – официанты, бармен, повар очень доброжелательные – угостят, расскажут, покажут, как говорится. Еда в ресторане значительно дороже, чем в указанных выше кафе.

Что посмотреть в Баку и окрестностях

Достопримечательности Баку

О достопримечательностях столицы Азербайджана в Интернете достаточно информации, поэтому я кратко обрисую маршрут и перечислю основные из них.

Бакинский приморский бульвар — набережную протяженностью около 6 км, если считать от Белого дома до Дворца водных видов спорта, хотя Википедия говорит о каких-то мифических 16 – 25 км.

Приморский бульвар в Баку. Вид со смотровой площадки.

Дойдя по Приморскому бульвару до Музея ковра , можно перейти проспект Нефтяников и на фуникулере (проезд бесплатный) или пешком по лестнице подняться на холм – Нагорный парк, где располагается отличная смотровая площадка, Аллея Шахидов и Пламенные башни . К слову, вы можете забронировать номер в пятизвездочном отеле Fairmont Baku , расположенном в одной из трех башен Flame Towers С смотровой площадки открывается замечательный вид на весь Баку, включая старый город, приморский бульвар и Площадь государственного флага (к слову про площадь, к самому флагу подняться нельзя на каждой из лестниц дежурит охранник).

Аллея Шахидов или Аллея почетных захоронений — здесь в большинстве своем похоронены погибшие в ходе трагических событий «Черного января» 1990 года, когда в ночь с 19 на 20 января в город была введена Советская армия для подавления выступлений политической оппозиции.

Спускаемся к Ичери-Шехер (Старый, внутренний город), заходим в внутрь и видим небольшой сквер, где установлен памятник поэту Вахиду. Двигаемся вправо вдоль крепостной стены и оказываемся как раз около дома, где в Баку снимали Бриллиантовую руку , а точнее знаменитый эпизод «чёрт побери» (ул. Кичик-Гала, д.8/1, Ичери-Шехер).

Место, где в Баку снимали эпизод фильма «Бриллиантовая рука».

Продолжаем прогулку вдоль стены и в тот момент, когда маршрут должен замкнуться выходим к дворцу Ширваншахов. Стоимость билета – 4 маната для взрослых и 20 гяпиков для детей.

После посещения дворцового комплекса самое время отправиться внутрь старого города и поплутать по его узким улочкам.

Ичери-Шехер — Старый город Баку

Если от метро Ичери-Шехер двинуться направо вверх, то выйдем к Площади фонтанов .

Еще одна из главных достопримечательностей Баку – Культурный центр Гейдара Алиева , построенный по проекту известного архитектора Захи Хадид. Это необычное сооружение можно увидеть в первый же день своего пребывания в Баку, если из аэропорта в центр города будете добираться на автобусе.

Атешгях храм огнепоклонников

Храмовый комплекс Атешгях расположен в селении Сураханы, что в всего лишь в 10 км от станции бакинского метрополитена Кёроглы. Изначально храм был построен на этом месте, так как именно здесь из земли вырывался огонь, что было связано с естественным выходом природного газа. В настоящий момент Атешгях – это архитектурный комплекс в форме шестиугольника с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора возвышается четырехугольный алтарь, который был местом паломничества огнепоклонников. Здесь и сейчас огонь вырывается из земли, но уже благодаря специально подведенному газу. Слово «Атешгях» имеет значение «Дом огня», «Место огня». Храм огнепоклонников в селении Сураханы является Государственным историко-архитектурным заповедником.

Четырехугольный главный алтарь и место жертвоприношения 18 века

На меня данное место не произвело какого-либо впечатления, возможно из-за большого количества туристов и работников музея, которые постоянно за тобой ходят. Комплекс полностью отреставрирован и поэтому выглядит как новодел. В кельях, расположенных в стене, расставлены манекены (как и в музее в Гобустане), изображающие различные действия из жизни здешних обитателей, по которым можно понять для чего предназначено было то или иное помещение.

Как добраться до храма огнепоклонников Атешгях из Баку. В Интернете рекомендуют в Сураханы ехать от станции метро Nariman Narimanov на автобусе 184. Сайт, содержащий информацию о маршрутах движения автобусов в Баку, (к сожалению, сейчас не работает) подтверждает данную информацию. Но мне не повезло, может в этот день были какие-то ремонтные работы или какие-то иные причины, но данный автобус не ходил от указанного метро. Сотрудник, отвечающий за движение общественного транспорта, отправил меня искать данный маршрут на станцию Udluz (Удлуз). Но я решил ехать сразу на метро до станции Koroğlu (Кёроглы) и не прогадал. Автобус номер 184 останавливается под первым мостом по направлению к аэропорту. В 2017 году с автобусными остановками в районе метро Кёроглы наконец-то навели порядок. Теперь место посадки на каждый автобус известно не только местным, но и туристам, благодаря информационным стендам и разметке на асфальте. Нужный нам автобус 184 отправляется с перрона №2.

Время в пути до храма огнепоклонников Атешгях в районе 25 минут, стоимость проезда — 20 гяпиков. От конечной автобуса нужно перейти железную дорогу и повернуть налево. Так что, если вам требуется добраться до храма Атешгях, рекомендую ехать от метро Кёроглы на 184 автобусе.

Наскальные рисунки и грязевые вулканы в Гобустане

Гобустан (Qobustan) – поселок и одноименный заповедник в 60 км южнее Баку. Здесь в 13 км друг от друга расположены 2 достопримечательности: музей петроглифов, состоящий из двух объектов: здания музея и самих скал, на которых можно посмотреть рисунки древних людей, и грязевые вулканы. Подробно описал эти места, а также рассказал, как добраться в Гобустан из столицы, в отдельной статье — Заповедник Гобустан в Азербайджане .

Заключение

В заключении хочется сказать, что Баку отличный город, с приятными людьми и интересными местами, в котором стоит провести хотя бы несколько дней. Вы не пожалеете! Надеюсь, мой личный опыт посещения столицы Азербайджана, описанный здесь, поможет вам в подготовке своего путешествия.

Если Вы заметили какие-либо неточности или хотите просто дополнить материал, добро пожаловать в комментарии!

Интересных вам путешествий и незабываемых впечатлений!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наверное, у каждого города, расположенного на берегу реки или моря, набережная является своего рода визитной карточкой. И каждый город старается её приукрасить, показать всем, что «у нас она самая лучшая». Баку тоже не является исключением.

Свою историю бакинская набережная открывает в конце XIX века, когда в 1865 году было принято решение разобрать крепостную стену, которая мешала доступу воздуха в город, а камни от стены частично пустили на укрепление береговой линии и создание пристани, а частично продали (вырученные деньги пустили на те же нужды).

Но датой рождения бакинской набережной принято считать 1909 год. Именно в тот далёкий год талантливый инженер М. Г. Гаджинский совместно с архитектором Адольфом Эйхлером разработали проект бакинской набережной совмещенной с бульваром, а затем воплотили его в жизнь.

Деревья бульвара давали желанную тень и прохладу, а море – прекрасный воздух. Тогда она носила название «Александровская набережная».

Много воды утекло с тех пор. Менялись правители, менялось море… Но набережная пережила все изменения, периодически изменяясь сама, но оставаясь излюбленным местом горожан.

И в 1998 году правительство Азербайджана присвоило ей статус Национального парка.

Последние изменения набережная пережила в 2010 году. Теперь её протяженность составляет около 5 км. А имя ей дали очень простое – «Бульвар».

Но на этом история набережной не заканчивается. Уже принят проект, и не только принят – но и начато его осуществление, согласно которому она вырастет до 25 км.

Ну а лично мне набережная очень понравилась. Широкая, просторная, нарядная.

Она совмещает в себе, как и в старые времена, открытое пространство вдоль побережья и тенистый бульвар.

Опрятная парковая зона с клумбами, замысловато подстриженными кустами и множеством клумб с розами и другими цветами.

Тут действительно приятно отдыхать. На территории бульвара есть и кафе, где можно приятно провести время, и зона качелей каруселей для всех возрастов.

Недаром на набережной разместились лучшие отели Баку: Хилтон, Абшерон.

Сейчас на Бакинской набережной проводят все крупные городские праздники. А еще тут проводят международные соревнования на катерах с красивым названием «Пламя на воде».

А летними вечерами бакинцы с удовольствием прогуливаются по набережной, наслаждаясь видами Каспийского моря…

Красивый город. Море, цветы, фонтаны…

Не каждый город может похвастаться такой набережной, правда?

—————-

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Статью О.Булановой об истории создания Приморского бульвара в Баку

Согласно многочисленным опросам, большинство бакинцев считают, что лицом города однозначно является Приморский бульвар. Это поистине морской фасад Баку, на протяжении практически двух веков определявший лицо столицы Азербайджана.

История Приморского бульвара, включая набережную, носившую в разные годы разные названия, невероятно интересна. В 2009 г. было торжественно отмечено столетие бульвара, однако его история гораздо длиннее.

Разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли давно, обсуждались разные варианты.

По первоначальному варианту проекта между крепостной стеной, которая окружала Ичери- Шехер и со стороны моря, и зданиями за ней предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины - 18 м. С одной стороны улицу ограничивала бы крепостная стена, с другой стороны - задние фасады зданий. При значительных перепадах высот новая улица не смогла бы играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 г. бакинским военным губернатором и управляющим гражданской частью генерал-лейтенантом Михаилом Петровичем Колюбакиным было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-Шехер от морского побережья и "своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха". Разрешение было получено, и стену снесли.

Однако после сноса стены сразу же стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому вырученные от продажи камня снесенной стены деньги (44 тыс. руб.) были "употреблены на сооружение пристани, - писали газеты тех лет, - и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов".

Первым своим благоустройством Баку обязан архитектору Карлу Густавовичу Гиппиусу, который, кстати, отстоял Дворец Ширваншахов, когда его попытались приспособить под городскую тюрьму. К.Гиппиус участвовал в формировании ряда улиц и в проектировании первых домов на набережной. Знатокам и историкам хорошо известна его акварель 1867 гг., где изображена набережная и дома на ней, в том числе губернаторский дом (впоследствии там размещался клуб медработников с пристроенным третьим этажом, а сейчас на этом месте стоит отель "Фо сизонс").

За сооружение набережной взялся замечательный азербайджанский архитектор Гасымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Древняя Девичья башня - символ Баку - тогда играла роль маяка, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней этот удивительный памятник, если бы не это обстоятельство. Г.Гаджибабабеков произвел значительные инженерные и планировочные работы по благоустройству набережной, занимался ее строительством и вопросами подведения пресной воды.

В 1867 г. по его проекту на будущей площади Азнефть был построен водоразборный фонтан (также видимый на акварели К.Гиппиуса) и другие сооружения, был запланирован широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками частных владений - переулки шириной в 13 м. Через них с набережной открывались виды на выразительную архитектуру Бакинской крепости - Ичери-Шехер.

После этого набережная получила статус бульвара, ставшего, по словам современников, украшением города. Надо сказать, что набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и потому, что на ней размещался дом губернатора. В 1882 г. на набережной предполагалось построить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошкиным.

Но несмотря на все усилия, набережная все равно оставалась не самой приглядной и благоустроенной частью города, потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились "на нет".

Так, например, пароходная компания "Кавказ и Меркурий" построила на набережной пристань и ряд других сооружений, разделив береговую полосу на две части: Александровская набережная (в честь императора Александра II) располагалась вдоль Ичери-Шехер примерно от будущей площади Азнефть и до будущего Театра кукол, которого тогда еще, разумеется, не было, и Петровская, шедшая в восточном направлении дальше вдоль береговой линии. Поэтому в 1897 г. был построен барьер, отделявший участок шириной в 50 м от моря, четко обозначивший бульвар как целостное архитектурное сооружение.

В 1900 г. Садовая комиссия города постановила построить на набережной большой питомник декоративных деревьев, и с этого момента началось активное озеленение бульвара. Детальный проект озеленения, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев, кустарников и т.п., был составлен гражданским инженером (архитектором) Казимиром Скуревичем, поляком на российской службе, совместно с городским садоводом Васильевым.

В первые годы ХХ в. бульвар имел уже достаточно привлекательный вид, набережная продолжала оставаться в плену пристаней и причалов. За превращение набережной в прекрасную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк градоначальники взялись только в 1909 г., и эта дата считается официальным годом "рождения" Бакинского бульвара. Как сообщала газета "Каспий" в № 77 за 1909 г., "На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей".

За благородное дело благоустройства взялся талантливый инженер Мамед-Гасан Гаджинский (не путать с Исабеком Гаджинским, владельцем прекрасного дома справа от Девичьей башни); принимал участие и талантливый немецкий архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями "Олимпия" для синематографа и ресторана "Эльдорадо", фонтанов и беседок, а также лестницы, ведущей в море.

Бульвар получился пока не очень длинным: планы устроителей очень быстро столкнулись с интересами крупного капитала - жертвовать своими доками, складами и пристанями желающих было немного. Поэтому вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества "Кавказ и Меркурий" и домом Сеида Мирбабаева, т.е. собственно Александровская набережная. На интересы общества "Кавказ и Меркурий" никто не рискнул посягнуть.

В дальнейшем сумма ассигнований была увеличена до 600 тыс. рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около тридцати специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры- строители. Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники.

Кроме этого был объявлен конкурс на проект купальни с рестораном, а также на тринадцать киосков различного назначения. Победил проект гражданского инженера и в то же время городского (главного) архитектора Баку Николая Григорьевича Баева (1878-1949), и в 1914 г. Александровская купальня была построена. Деревянная купальня на сваях, по словам современников, "привлекавшая внимание своей самобытной архитектурой", походила на сказочный летний дворец, на крыше которого был благоустроенный солярий с душем. Эта купальня совершенно преобразила вид бульвара.

Кстати, эта купальня - не первая. До нее существовала другая, тоже носившая название Александровской. Она была построена в 1884 г. по проекту гражданского инженера и городского архитектора в 1881-1886 г. Михаила Дмитриевича Ботова (1855-1886). Ботовская купальня была несравнимо проще по архитектуре, да и обветшала за тридцать лет.

Баевскую же купальню снесли в начале 60-х гг., в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара. Хотя старые бакинцы до сих пор сожалеют о потерянной красоте...

Набережная представляла собой широкую пространственную композицию; в сочетании с бульваром, зеленью многочисленных деревьев (которые, кстати, подбирались очень вдумчиво - с учетом не только приживаемости, но и с учетом создаваемой ими затененности, о чем совершенно не думают современные ландшафтные дизайнеры), этот участок города был очень живописным и являл собой самую оживленную его часть. Не случайно современник замечали, что самая блестящая часть Баку - его набережная.

К началу 50-х гг. длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км - от судоремонтного завода им. Парижской коммуны до нового пассажирского морвокзала. В 60-е гг., после строительства нового морского порта, бульвар продлили до нынешней площади Азадлыг перед Домом правительства. Тогда площадь носила имя Ленина. Автором проекта был архитектор М.Гусейнов.

В 1966 г. по проекту этого архитектора на Приморском бульваре, в районе площади Азадлыг, была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к береговой линии, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 г. М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара.

В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 г. своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней террасы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.

Одновременно бульвар рос вширь: в связи с падением уровня Каспия образовалась широкая обмелевшая полоса, над которой возвели его нижнюю террасу. Но очень скоро выяснилось: море отступило не навсегда. Повышение уровня Каспия совпало с политической и экономической неустроенностью 90-х. Нижняя терраса бульвара - прогулочная эстакада, а также катерная пристань и яхт-клуб были затоплены, от соленой воды начали гибнуть деревья, кое-где даже появились камыши. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.

Протянувшийся на несколько километров Приморский бульвар у многих поколений бакинцев был любимым местом отдыха, прогулок, встреч с друзьями. Его зеленые насаждения включали в себя столь широкий спектр представителей флоры, что его по праву называли национальным достоянием.

Сегодня бакинская набережная в своем прежнем виде живет лишь в памяти бакинцев старшего поколения, однако обновленный в духе современных требований Приморский бульвар, получивший, кстати, в 2007 г. статус Национального парка, и впредь будет оставаться гордостью жителей столицы Азербайджана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.