Двухэтажные вагоны ржд. Где в россии ездят двухэтажные поезда

Авиафото с и я уже показал, а теперь дошла очередь и до двухэтажного вагона, которым я вернулся с пределов кубанских. Очень интересный опыт, на который напросился сознательно. Итак, на обратный путь был взят билет на нижнюю полку в купе второго этажа, место 109. Идёт поезд очень быстро, меньше 19 часов от Краснодара до Москвы. Но проход его там весьма неудобен - в районе четырёх утра. Однако чего не сделаешь ради интересного эксперимента! :)

Ниже - рассказ не про путь, а про сам двухэтажник и про его пассажирские свойства.
Рассмотрим, чего же в нём хорошего, а чего - неудобного, и каков общий баланс.

Двухэтажный поезд №104 на станции Лиски


2. 04.10 утра. Ждём нашего поезда на перроне краснодарского вокзала, уже объявили. Сейчас на соседний путь придёт анапский, обычный, а через пять минут - и наш Сто Четвёртый.

Видео его прибытия я уже публиковал, но повторю здесь ещё раз:

3. Вагон высокий, для наших краёв непривычный. До контактной сети от верхней точки остаётся, если я верно понял, 75 см. Первый этаж ниже обычного уровня, второй - много выше.

Поезд подошёл, вхожу. Садится ещё человек семь, несмотря на ночь. За мной - мини-скандал: у следующей пассажирки проводница не пропускает провожающего, который хотел занести тяжёлый чемодан наверх. Проводница по инструкции права - стоянка менее 7 минут, но и чемодан затаскивать по крутой лестнице на второй этаж тоже не фонтан. Так и не пустила.

4. А вот и проход второго яруса, в свете ламп. Окна непривычно низко, на уровне живота; ниже будет дневное фото с людьми, там нагляднее видно. На этом фото хорошо виден аварийный выход 2-го этажа со стороны прохода. Кстати, интересно: проход 2 этажа расположена над купе 1 этажа. Так что, когда ходят и садятся на станциях, топот слышен тем, кто едет на первом ярусе.

5. Рано утром проезжали Ростов-Главный. Выходящие и входящие массово снимаются "на фоне" - поезд воспринимается как очень необычный, за полгода к нему так и не привыкли.

6. Вот ещё :) И даже на перегонах люди с любопытством смотрят на состав, а то и достают телефоны поснимать.

Ну что же, теперь давайте посмотрим купе.

7. Самое первое, на что ложится взгляд, это розетки. Да, их по две на купе, в изголовье у окна! И это очень хорошо. Наконец-то энергия с нами рядом! Зато окошко стало заметно меньше. Хорошо, что световые панельки расположили не сбоку, а прямо по курсу лежания - теперь свет не падает на противоположного пассажира. Но... Полностью исчезли занавески - которые ФПК признало, видимо, ненужным рудиментом. Так что теперь от солнца закрыться не получится - только если опустить плотный козырёк и погрузиться в темень.

8. Самое радикальное изменение - это то, что место на верхней полке уменьшилось. Причём сильно. Хотя, справедливости ради, на первом этаже вагона места для "верхних" больше. Но тут, на втором - совсем мало. Теперь уже не получится даже присесть сверху. Только лежать, или привстать, но оставшись в полусогнутом положении. Впрочем, ребёнок 7-9 лет может и присесть, но не взрослый.

9. Чай разносят в подстаканниках, чтя традиции. Впервые мне попался на глаза не просто стандартный подстаканник "РЖД", но ещё и с надпечаткой ниже "ОАО ФПК". Чай дают сетчатый Greenfield, не помойно-сорный. Это хорошо. Стакан с заваркой - 20 р., с сахаром-лимоном - 30 р. В билет также входят наборы питания, они стоят дальше у окна. Водичка 0,25, мини-паштет, две галетки, вафли, джем, пластиковые приборы и ещё что-то.

10. В обязательный набор входит пресса (на фото). Мы ехали 4 мая, пресса была за 29-30 апреля. Второй свежести, прямо скажем;)

11. Бельё в комплекте, гигиенический набор (щётка, паста, салфетки).

12. Поезд позиционируется с wi-fi. В коридоре висит карта покрытия, показывающая солидные значения скорости.

13. В реале же всё гораздо прозаичнее: сеть берётся из мегафоновского 3G-трафика, так что где она есть - то есть (10-15% времени пути), а где нет - не обессудьте. Есть на крупных станциях, кое-где ближе к Москве после Рязани, у Ростова и его городов-сателлитов... пожалуй, всё. Роутеры стоят прямо у проходов вниз по лестнице, у меня вагонный вай-фай ловился отлично. Но это, как вы понимаете, не тождественно наличию Сети.

14. Верхние ёмкости для багажа, понятно, исчезли. На первом этаже - тоже. Теперь пассажиру верхней полки свой багаж можно ставить только внизу, деля место с "нижними". То есть, относительно обычного купейного вагона, пространство размещения багажа для 4 человек пассажиров уменьшилось примерно в 2,2 раза - учитывая ещё и немного уменьшенное расстояние под нижней полкой.

15. Однако, самая главная засада для "летних" пассажиров выяснилась уже среди дня, в районе Мичуринска. Оказалось, что кондиционирование проектировщики вагона разместили не только сверху, от крыши - но и снизу под окном, показано стрелкой. И если ты, не дай Бог, прилёг отдохнуть головой к окну на подушечку, то дуть тебе будет аккурат в ухо. В общем, верный путь к отитам и простудам по пути на курорт. Вот такой засады мы, конечно, не ожидали - по приезде домой мне пришлось давить поползновения на простуду ударной дозой витамина С.

Ехали мы в купе втроём, соседка с 9-летним сыном тоже села ночью в Краснодаре. Интересно, что она тоже взяла билет на второй этаж отчасти из-за любопытства, попробовать. Отчасти - из-за скорости, поезд идёт очень быстро и приходит в Москву в 11 вечера. В общем, мы с ней по пути как раз и обсуждали, что там хорошо, а что нет.
Потом разговорился ещё и с проводницей - краснодарской армянкой лет пятидесяти. Такая словоохоотливая попалась, доброжелательная, но въедливая. Спрашиваю:
- А вас так двое и осталось на вагон, ведь 2 этажа?
- Да, так и осталось...
- Тяжело постоянно по лестницам туда-сюда, с этажа на этаж?
- Ну терпимо... мы же привыкшие... вот только спускаться через некоторое время сложно, устаёшь. Подниматься совсем не так утомительно, как часто спускаться. Особенно с чаем или бельём в руках.

16. Проводница настолько прониклась моим интересом к вагону, что открыла незаселённое купе и дала возможность поснимать. Общий вид на полки и пространство.

А полки тут поставили плацкартные, короткие... Не трансформеры.
- Да уж вижу.

17. Полки действительно укороченные, плацкартные. И более жёсткие, чем в новых тверских купе. Мне показались некомфортными на лежание. Общее ощущение - "чистенько, но бедненько". Этакий купе-лайт. Самое неприятное, что их сократили не только по длине, но и по ширине - они стали уже. Немного, сантиметра на 2-3 - но это очень чувствуется!

18. Дверь с внутренней стороны полностью зеркальная.

19. Ещё серьёзный минус - теперь нельзя просто переложить подушку на другую сторону и прилечь головой к проходу, как в аммендорфе (если, к примеру, в голову дует кондишен или прямо в лицо светит солнце, без занавесок-то). Большая щель, и подушка падает вниз. Пичалька. Полки-то укороченные...

20. Карты от купе нам не выдавали. Но техническая возможность есть.

21. Большой плюс нижней полки второго этажа - идеальный высокий обзор на местность. Кроме того, у стёкол второго этажа меньше факторов загрязнения, так что они чистые, смотреть хорошо. Но если тебе не повезло и ты взял билет наверх - то увы. Ни посмотреть оттуда, ни в проходе посмотреть - надо сгибаться вдвое.

22. Вот так выглядят обычные поезда, если смотреть на них с нашего уровня.

Теперь давайте выйдем из купе и походим по вагону.

23. Тут можно оценить высоту коридора второго этажа и уровень окон. Окна хороши для ребенка 6-9 лет, а в проходе высокие мужчины, где-то от 180, вынуждены пригибаться.

24. Давайте сходим на первый уровень. Лесенка с зеркалом - видно, идёт ли кто снизу. Виден также wi-fi роутер. Под зеркалом - мусорка.

25. Спускаемся...

26. И вот он, первый этаж.

27. Он, конечно, посвободнее второго. Расстояние до потолка выше, окна на комфортном уровне взрослого человека. Тут в целом ехать заметно комфортней. Купе изнутри я не решился снять с другими людьми, но видно было, что и у верхней полки пространства больше сверху. Окна нигде не открываются - только кондиционирование. Еели его нет, воздух немного спёрт по ощущениям.

28. В нерабочем конце - три туалета. Они едины на 2 этажа. Раньше было 2 туалета на 36 мест, тут - 3 на 64.

Туалеты я тоже снял, памятуя блогерский закон "без фотографирования очка нет успешной поездки", но они у меня сильно размазались, как назло. Так что, просто поверьте на слово - узенькие, но очень чистые. Всё внутри есть, от салфеток до увлажнителя и жидкого мыла. Туалеты био, работают и на станциях.

31. Проход из вагона в вагон. Тут надо кнопочку жать, а не открывать ручкой механически. Дверь отъезжает, если не блокирована.

32. Вид от туалетов на первый этаж с купе.

33. В рабочей стороне вагона - служебное купе проводников и рабочий отсек.

34. Тут же - мини-буфет, можно купить сладости-воду-жевачьку. Неприятное изменение - титан с кипятком уменьшился вдвое и спрятан у проводника. Теперь уже не подойдёшь просто так к нему и не наберёшь кипяточку в любое время, хоть на станции, хоть когда проводник ушёл или спит. Только - когда он есть:(((

35. Поднимаемся снова наверх. Обход вагона завершён. Для памятки - 2 этаж это 81-112 места, 1 этаж - 1-32 места.

И немного видов с перрона. Снимал в Лисках, где мы стояли 15 минут.

36. Сравнительный вид 2-этажного вагона и высокого крытого вагона с другой стороны.

37. Выход из вагона. Да, двери теперь только с одной стороны.

38. Высота вагона в сравнении с локомотивом (вёл новейший ЭП20).

39. ...и прибытие под своды Казанского вокзала в Москве. Конец пути.

Общий баланс: на первом этаже - ближе к нормальному купе и комфортней; на втором - тесно и похуже плацкарта по габаритам.
Обзор наверху идеальный, хороший. Тащиться с вещами - тяжело. Места дла вещей сократились более чем вдвое.
Ради интереса проехать можно, но в целом - лучше ехать в обычном простом купе.

Потом ещё постараюсь рассказать

27.04.2019, 13:00


32326

В не столь отдалённом будущем ОАО «РЖД» планирует полностью заменить плацкарт на маршрутах дальнего следования удобными и экономичными двухэтажными вагонами. Вполне вероятно, что наши внуки никогда не узнают, что такое боковая полка у туалета. А пока мы предлагаем вместе прокатиться в одном из таких поездов и посмотреть, как он устроен изнутри.

Важнейшее преимущество двухэтажных поездов вы оцените ещё на этапе покупки проездных документов. Если за билет в купе одноэтажного поезда вам придётся заплатить 3500 рублей, то аналогичное место в двухэтажном составе будет стоить на 1500 рублей дешевле. Получается, что в купе новенького двухэтажного вагона вы можете прокатиться по цене плацкарта.

Идём внутрь, и первое, что приятно впечатляет, это автоматические двери в тамбуре, которые открываются и закрываются автоматически, при нажатии на кнопку. В переходах между вагонами теперь не страшно, тепло и светло.

Проходим внутрь. Видим различные технические помещения и туалеты.

В каждом вагоне - три биотуалета, которыми можно пользоваться даже во время остановок.

Напротив туалетов расположены раздельные контейнеры для сбора мусора.

Спускаемся по ступенькам вниз и попадаем в коридор на первом этаже. Высота потолка здесь составляет немногим более 2 метров.

Так выглядит купе на первом этаже. Рундук под нижним сиденьем отсутствует. На верхней полке можно ехать лёжа или полусидя, сесть в полный рост здесь не получится.

Дверь в купе блокируется с помощью магнитной карты. Все вагоны купейные, плацкарта нет.

Окна закупорены наглухо. Температуру воздуха поддерживает встроенная система вентиляции и отопления, решётки которой расположены на потолке и под окном. Сдвижная штора защищает пассажиров от солнечных лучей в жаркую погоду.

В каждом купе есть две розетки. Они расположены не под столиком, как в одноэтажных поездах, а в более доступных местах.

Для того, чтобы подняться на вторую полку , придётся наступить на небольшую лестницу, которая выдвигается из стены сбоку от входной двери.

Привычного титана с кипятком здесь нет. Его заменил обычный офисный кулер, установленный в купе проводников. Здесь же имеется микроволновая печь.

Поднимаемся на второй этаж. Ступени лестницы подсвечиваются, словно в кинотеатре. Имеются поручни. На лестнице можно увидеть ещё один мусорный бак и округлое зеркало, в котором отражаются идущие навстречу пассажиры.

Второй этаж устроен так же, как первый, если не считать скошенной крыши и окон, расположенных на уровне пояса. Чтобы полюбоваться пейзажами, пассажиру придётся наклониться.

Вызывает вопросы нумерация мест. На первом этаже расположены места с 1 по 32, на втором - с 81 по 112. Это странно, учитывая, что в двухэтажном вагоне насчитывается всего 64 места.

На следующем фото - купе на втором этаже. В потолок встроена вентиляционная решётка, в центре расположен динамик с регулировкой громкости. На каждой верхней полке - два светодиодных светильника.

Остальные элементы интерьера идентичны купе на первом этаже. Кстати, на спальном месте вполне уместится человек ростом 180 см. Проверено лично.

Каждый пассажир получает гигиенический набор, воду и небольшой продуктовый паёк. Горячие напитки, по традиции, подают в фирменных подстаканниках.

Вагон-ресторан теперь тоже двухэтажный. На втором этаже находится полноценный обеденный зал. Сидя за столиком и разглядывая проплывающие за окном пейзажи, понимаешь, что отсюда открывается просто великолепный обзор.

На первом этаже поезда находятся кухня и мини-бар. Кухня оснащена по последнему слову техники, здесь есть всё, начиная от печей и заканчивая кофе-машиной. Готовые блюда поднимаются из кухни в ресторан с помощью специальных лифтов.

Итак, по оснащённости двухэтажные поезда в несколько раз превосходят своих одноэтажных собратьев. Неважно, что при входе в поезд пассажиру придётся преодолеть несколько дополнительных ступенек. Зато в поезде есть биотуалеты, розетки, интернет и прочие блага цивилизации.


Последний раз на поезде я ездила 2 года назад из Москвы в Донецк, до этого последний раз ездила еще лет 5 назад, и как-то особой разницы со своими детскими воспоминаниями не заметила (в детстве каждое лето катались к бабушке и обратно, так что воспоминания очень четко врезались в память) - тесное купе, из окна дует, в купе то холодно, то жарко, грязноватый стол, винтажные матрасы, для которых сначала надо взять белье у проводника, а потом сдать (отдельный квест и развлечение). В тамбур выйти страшно не говоря о том чтобы пройти между вагонами, а чего только стоит ожидание очереди в туалет рядом с мусорным баком, который неизменно к концу пути был переполнен? А грязный туалет которым нельзя было пользоваться на остановках?
Но когда мне предложили поехать в Питер и обратно на поезде - любопытство победило страх. Уж очень заманчиво оказалось из центра Москвы попасть прямиком в центр Питера просто поспав ночью. На самолете быстрее, и по цене иногда выходит как на поезде, но тут надо не забывать что надо добраться в аэропорт и из аэропорта, прийти за час до посадки... короче, не самый комфортный вариант получается для относительно близких расстояний. Был еще экстремальный вариант поехать на машине, но это мне пришлось бы в одиночку гнать ночью после рабочей недели 800 км, без надежды отоспаться в будущие пару дней. Так что поезд показался самым разумным и удобным способом, да и вспомнить ощущения от стука колес и проносящихся за окном пейзажей было интересно.



Самое необычное что появилось на железной дороге за то время пока я не пользовалась их услугами - двухэтажные вагоны. Они были запущены примерно год назад. Сейчас ходит два поезда – в Адлер и в Санкт-Петербург, оба из Москвы.
Двухэтажный вагон рассчитан на перевозку 64 человек, и был под завязку забит веселыми китайскими гражданами-туристами. Входим в вагон - тут светло и чисто, ровненький ряд дверей купе. Помните, раньше в поездах в купейных вагонах в коридоре были откидывающиеся крeсла? Таких кресел тут нет. На второй этаж ведет лестница и внешне коридор первого этажа не отличается от коридора второго.

Сами купе тоже претерпели значительные изменения, пожалуй, только компоновка осталась как раньше, только теперь полки в купе сразу заправлены бельем.
А помните, как выходили из купе по очереди позволяя соседям достать матрас? Застелить все, стараясь при этом чтобы пыль не летела во все стороны и никого не задеть руками? Теперь можно сразу ложиться спать без лишних телодвижений.
Еще мне показалось что полки стали длиннее - во всяком случае в этот раз ноги у меня не упирались в стену. визуально места здесь точно не больше, чем в обычном купе. Работал кондиционер. В окнах стеклопекты "прощай сквозняк”. Но в этом есть и другая сторона – если кондиционер сломается, есть шанс сварится, окна не открываются. Две розетки “радость айфона”, прямо в купе. Светильники, зеркало, стол застелен чистой скатертью, есть вешалки. утверждается, что дорожный набор ванных принадлежностей включен в стоимость, но мне было лень идти за ним к проводнику.

Туалет - это практически шедевр. И это не сарказм. Самое главное - им можно пользоваться в любое время. Тут чисто, довольно просторно (правда нет того романтичного окна справа за ручку которого было так удобно держаться), есть салфетки и мыло, практически нанотехнологичная кнопка смыва. Таких туалетов в двухэтажном вагоне три (по сравнению с плацкартным вагоном туалетов на человека стало больше, по сравнению с купейным – меньше). Тамбур рядом с туалетами немного расширяется, поэтому нескольким людям вполне комфортно стоять, ожидая своей очереди – забавно, что это продумали. А еще на табло в вагоне выводится "статус туалета", в смысле занято там или нет. Очень удобно. Правда, можно было пойти дальше и сделать такой индикатор прям в купе, чтобы зря с полки вставать не надо было.

Отдельное развлечение - проход между вагонами. Никаких страшных гармошек с трясущимся полом и мелькающими шпалам и грязных тамбуров. Теперь тут веселые оранжевые двери с серебристой гофрой, жесткий пол, тут тихо и совершенно не страшно. Я помню тот панический детский страх когда надо было пройти между вагонами - безумно страшно было провалится, да и просто темно и очень-очень шумно. Теперь же двери между вагонами открываются по нажатию кнопки с тихим пневматическим звуком, а закрываются и вовсе автоматически позволяя беспрепятственно двигаться к намеченной цели (но курильщики будут страдать – убить сигарету здесь решительно негде.)

Цель у меня была. Не помню чтобы я когда-нибудь была в вагоне ресторане, поэтому из этнографически-исследовательского интереса решила сходить. В вагоне-ресторане тоже два этажа, на втором сам ресторан, на первом подсобные помещения и бар. Говорят, кормят вкусно и относительно Московских цен не очень дорого, но было поздно, есть не хотелось а хотелось спать поэтому сделав пару кадров предпочла пойти спать.

Из приятных плюшек – в двухэтажном поезде есть WiFi, правда, есть подозрение, что работает он просто через модем от сотового оператора: то есть, когда сотовая связь есть, есть и интернет. А когда поезд мчится в глуши, а базовые станции за десятки километров – его нет.

На двухэтажнике (номер 006) я ехала из Петербурга в Москву. В Питере же я оказалась на другом поезде, одноэтажном (№004 «Экспресс», так написано в билете). Там практически все тоже самое - чисто, тихо, хороший туалет, но нет wifi и одна розетка на купе. Но меня поразило что пассажирам предлагается легкий ужин - в купе прямо на столе стояли коробочки с водой, печеньками и йогуртом, а проводница спросила что мы хотим на завтрак (был выбор из трех блюд - каша, сырники, оладьи) и утром принесла - это был шок! Впервые в поезде дали нормальную горячую еду (бесплатно).

Правда, за чай в фирменном подстаканнике пришлось заплатить 30 рублей. Интересно, кстати, это такой способ проводников заработать себе чаевые, или в этом поезде действительно завтрак и ужин включены в стоимость билета, а чай за отдельную плату? В таком случае "где же чек??"? Но и цена на билеты в этом поезде повыше чем в "двухэтажном".

Кстати, сейчас у РЖД на некоторых поездах гибкая система ценообразования, практически как в самолетах – чем больше спрос (чем меньше мест в поезде осталось), тем дороже.

Вот для прикидки цены через неделю (подозреваю, что это не очень далеко от возможного минимума):


Купе с двухэтажном вагоне с отправлением "завтра" обойдет уже больше 3000 рублей (если места раскуплены – а они обычно все и раскуплены).

По моим впечатлениям РЖД сделало довольно большой шаг вперед в плане развития качества обслуживания и комфорта, но без особенностей тоже не обошлось. Сразу скажу, к вагону фирменного поезда у меня вообще претензий нет - там все было очень круто (правда, без wifi). А вот пара замечаний по двухэтажному вагону найдется:
1. Лестница - пожилым людям и тем у кого тяжелые чемоданы лучше сразу выбирать места на первом этаже
2. Клаустрофобия - тем кто не очень любит замкнутые пространства и низкие потолки лучше не брать верхние места на втором этаже. Потолок там немного скошен в сторону окна, и нависает совсем низко над головой
3. Место для багажа. Я вполне допускаю, что нам как-то не повезло и у нас было особенное купе (крайнее к лестнице), но под нижней койкой был какой-то металлический технический ящик который занимал практически все место. Так что нам с трудом удалось впихнуть мой рюкзак (по размеру как ручная кладь в самолете) и Танин чемодан (не намного больше). Что будут делать люди с большими сумками, детскими колясками, лыжами, велосипедами мне даже представить страшно, потому что "третьей полки" на которую это все запихивалось в старых вагонаx тут нет. Очень хочется надеяться, что где-то есть багажное отделение которым можно будет воспользоваться в случае необходимости. Если у вас большой багаж – лучше берите другой поезд.
4. Бедные проводники. Вагон стал двухэтажным, количество пассажиров удвоилось (по сравнению с обычный купейным вагоном), а проводников по прежнему двое. Нам проводник честно сказал, что если что-то нужно (чай или что-то еще), то лучше сразу к нему идти, а не ждать пока он принесет, потому как обслуживать полсотни китайцев он будет несколько часов.

В России появился первый двухэтажный поезд. Двухэтажный поезд уже отправился по маршруту Москва-Адлер 1 ноября.

Пассажирами первого рейса стали журналисты и волонтеры Олимпиады в Сочи-2014. Время, проведенное пассажирами нового поезда в пути, составит 25 часов 19 минут - на час с небольшим меньше, чем на обычном поезде. В ближайшем будущем поезд будет преодолевать этот же путь всего за 22 часа.

Из плюсов нового поезда РЖД отмечает плавность езды, бесплатный вай-фай, 3 туалета вместо двух в вагоне, а также небольшая экономия на билетах. Верхняя полка в купе двухэтажного поезда будет стоить 3206 рублей против 4530 в обычном поезде, пишет pro-goroda.ru

На первый взгляд кажется, что у двухэтажного поезда одни только плюсы. Но наблюдательные Интернет-пользователи уже обсудили нововведение со всех сторон и нашли ряд минусов, о которых умолчали представители РЖД. Пользователь с ником Alexid1 на форуме yaplakal.com наглядно описал недостатки двухэтажного поезда.

Недостаток первый. Обслуживание В обычном купейном вагоне 36 мест. В новом двухэтажном 64 места. Вам придется дольше ждать обслуживания, потому что проводников больше не стало. Их по прежнему двое. А пассажиров в двухэтажном вагоне больше на 28 человек. Даже больше чем в плацкартном вагоне, где 54 пассажира. Значит чай принесут медленнее, чем в плацкарте. Также дольше придется ждать посадки в вагон. А платите вы как за обычный одноэтажный купейный вагон. Нам говорят, что будет больше билетов, чем в обычных поездах, но это тоже не совсем так. Никто не будет гонять лишние вагоны, просто если пассажиров будет меньше на какое-то направление, то и число вагонов сократят пропорционально.

Недостаток второй. Лестницы Пожилые люди и инвалиды будут особо благодарны РЖД за необходимость таскать на второй этаж чемоданы. Даже с первого этажа будет небольшая лестница, чтобы пройти к выходу. Только один вагон во всем составе будет одноэтажным. И конечно места в него будут раскупаться в первую очередь.

Недостаток третий. Багаж Кстати о чемоданах и сумках. Багажной полки над входом в купе больше нет. Ни на первом ни на втором этаже. Куда складывать большой багаж 4 пассажирам непонятно. Также на этой полке проводники обычно размещали одеяла и подушки, чтобы не занимать нижние полки. Сейчас они будут мешаться.

Недостаток четвертый. Вентиляция Я часто езжу в купейных вагонах фирменных поездов. Все они новенькие, однако непрерывная вентиляцию работает только в одной поездке из пяти. Обычно вентиляцию включают вечером, а на ночь выключают. Я говорю не о кондиционировании, а о банальном притоке свежего воздуха. В купе давно ставят герметичные неоткрывающиеся окна, и когда едут 4 пассажира, а вентиляция не работает несколько часов подряд, то дышать просто нечем. Даже не представляю как астматики и сердечники переносят такую пытку. Это грубейшее нарушение санитарных норм многие годы сходит с рук РЖД. В двухэтажных вагонов будет еще тяжелее, т.к. объем купе стал значительнее меньше, из-за сниженного уровня потолка и отсутствия пространства где была багажная полка. Вы можете подумать, что в новейших вагонах вентиляция будет работать. Я очень в этом сомневаюсь, поскольку даже в фирменном поезде 01/02 Москва-Владивосток, где используются новейшие вагоны со сдвоенными туалетами в одном конце вагона, вентиляцию вообще не включают за всю поездку! Много раз ругался с проводниками — они ссылаются на разные технические проблемы. Таким образом, риск в буквальном смысле задохнуться при отключенной вентиляции еще больше увеличивается в двухэтажном вагоне. Многие удивляются разбитости после поездке в ночном поезде - еще бы не болела голова - если всю ночь не было вентиляции, и воздух не соответствовал никаким санитарным нормам!

Недостаток пятый. Туалеты Вот смотрите. В обычном купейном вагоне 36 мест и 2 туалета. Получается 1 туалет на 18 пассажиров. В двухэтажном вагоне 64 места и 3 туалета - 1 туалет на 21 пассажира. Туалеты будут загруженнее на 15%. Не самая большая проблема, но и в этом отношении станет чуть похуже.


Недостаток шестой. Тамбур и курильщики
Тамбур с противоположной стороны от купе проводника вообще убрали. И курить больше негде. По идее это замечательно. Да и новый закон РФ запрещает курение в поездах. Я сам не курю и терпеть не могу табачный дым, который проникает в корридор из тамбура в обычных вагонах. Но ведь реальность в России такова, что многие курильщики-эгоисты все равно захотят курить и будут это делать в туалетах. И все будут вынуждены отравляться табачным дымом при посещении туалетов. А в тамбуре где вход в вагон проводники не разрешают курить — они там сам часто ходят и проводят всякое обслуживание систем вагона.

Недостаток седьмой. Риск травматизма Еще раз о лестницах. В отличие от Европы наши ж/д пути не так идеально проложены и вагоны не так продуманы в плане комфорта подвески и вагоны весьма сильно качает во время движения. Риск получить травму при спуске по лестнице, когда вы собрались в туалет весьма велик. Или если вам надо принести горячий чай или кипяток. Да и качать второй этаж будет посильнее.

Двухэтажные пассажирские поезда уже получили определённое распространение в нашей стране. К примеру, их можно встретить на маршрутах "Москва - Сочи", "Москва - Казань", "Москва - Самара". В прошлом году я несколько раз ездил в таких вагонах, и сегодня подробно сравню их с одноэтажными фирменными составами. ..

Начну с достоинств двухэтажного поезда. Как ни странно, они есть. :-)

Главным образом, это цена билета. За счёт бОльшей вместимости каждого вагона, она ниже, чем на аналогичный одноэтажный поезд.
Для примера взглянем на расценки для поезда "Москва - Казань" на 2 февраля:


Если билет в купе одноэтажного фирменного поезда №002 стоит 3672 рубля, то аналогичное место в двухэтажном поезде - всего 2075 руб, что сравнимо с ценой плацкарта в одноэтажном. Т.е. за те же деньги, можно отправиться в поездку в более высоком классе.
СВ в двухэтажном тоже дешевле, чем в обычном. Плацкарта в двухэтажных поездах нет.

Есть и другие "плюсы". К примеру, в купе двухэтажного вагона целых 2 розетки вместо одной, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах:

Ещё можно отметить контейнеры для раздельного сбора мусора, которых в одноэтажных вагонах я пока не встречал:

Есть, правда, вопрос, как вынимается мусор из них: с сохранением деления или нет, и куда в дальнейшем направляется - этого я не знаю. Но сам факт того, что людей приучают к сортировке - уже благо.

А теперь о недостатках. К сожалению, их побольше.
Начнём с удобства входа/выхода. Когда Вы с багажом или с детской коляской - это имеет немаловажное значение. И здесь двухэтажный поезд проигрывает одноэтажному собрату. Даже если Ваш билет в купе на первом этаже, при входе в вагон, придётся пройти несколько ступенек вниз, уровень пола здесь ниже:

Проход на второй этаж выглядит так:

Не стоит забывать и о том, что выход из вагона на конечной станции займёт скорее всего больше времени, попросту из-за того, что вместимость стандартного двухэтажного вагона почти в 2 раза выше аналогичного одноэтажного: 64 человека вместо 36-ти.

Конечно же, по высоте двухэтажный вагон не в 2 раза выше одноэтажного, а примерно в 1,5. За счёт этого пассажирам остаётся меньше пространства для жизни. Верхние полки на первом этаже выглядят так:

По фото не очень понятна острота проблемы, поэтому уточню, что сесть взрослому человеку на верхней полке не удастся! Там можно расположиться только лёжа или полулёжа. И залезать на такую полку тоже крайне сложно, вероятность удариться головой о потолок - весьма высока. :-)
В одноэтажных вагонах таких проблем нет и подавно.

И, на мой взгляд, это главный недостаток двухэтажных вагонов. Никому не пожелаю получить билет с верхним местом..

Как такое безобразие смогло появиться в вагоне, разработанном и построенном в XXI веке - мне непонятно. Ведь есть же в одноэтажных вагонах удобная панель с откидывающимся верхом во всю длину, с несколькими удобными отсеками:

Зачем нужно было возвращаться к этим сеточкам из советского прошлого? Загадка!

Пару слов про туалеты. В двухэтажном вагоне их 3. Разумеется, био, т.е. на стоянках не закрываются. Но путём простых арифметических действий получаем, что в одноэтажном вагоне 1 туалет приходится на 18 пассажиров, (там их 2), а в двухэтажном - на 21 чел. Т.е. вероятность того, что он окажется занят утром, когда вы отправитесь чистить зубы - в двухэтажном поезде выше.

Традиционного "титана" с кипятком в двухэтажных вагонах нет:

Вместо него - обычный, офисный кулер в купе проводников. Кому как, я для меня это тоже минус - какая же теперь романтика с кулером? :-)

В двухэтажных поездах в стоимость билета не входит горячее питание, как во многих одноэтажных фирменных составах. Есть лишь небольшие наборы

Таким я увидел двухэтажные вагоны. И в этом небольшом обзоре постарался оставаться объективным, насколько это возможно.

При прочих равных в будущем буду выбирать одноэтажные поезда, но в случае, когда нужно будет сэкономить, наверняка, предпочту двухэтажный купейный вагон одноэтажному плацкартному. Всё-таки в юности я "наелся" плацкартом на много-много лет вперёд. И вроде как РЖД планирует со временем отказаться от плацкартных вагонов вовсе - думаю, это верный вектор развития.

В принципе, если выбирать нижние места, то по большому счёту в двухэтажных вагонах нет ничего криминально неприятного. Да, они проигрывают в нюансах, но зато кто-то сможет за те же деньги совершить поездку в купе вместо плацкарта.

P.S. Да, чуть не забыл об одном прикольном и неоспоримом преимуществе двухъэтажного вагона - там дети могут бегать по кругу. Конечно же, это гораздо интереснее, чем туда-сюда по коридору в обычном поезде. :-)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.