14.07.2023
Триумфальная арка максимилиана. Триумфальные процессии древнего рима вновь вызывают полемику
Несмотря на то, что был сентябрь, солнце светило ярко, по - летнему. Густые толпы празднично разодетого народа заполнили всё пространство от храма римской богини войны - Беллоны - на Марсовом поле до самого Капитолия.
Третий день Рим праздновал триумф консула Люция Эмилия Павла, покорителя Македонии, захватившего в плен самого македонского царя Персея. С раннего утра по римским улицам проходили колонны войск. Выступавшие впереди трубачи играли всё один и тот же грозный воинственный марш, под звуки которого обычно легионы шли в битву. Звуки труб перемешивались с радостными криками, которыми толпы народа приветствовали проходящие войска. «Ио! Триумф!», - не переставая, кричал народ (восклицание «ио» у римлян соответствовало нашему «ура»).
Казалось, со дня основания Рима никогда ещё не было такого ликования. Войска консула захватили невиданно богатую добычу. Даже привычные к таким пышным зрелищам римляне были изумлены. Первого дня триумфа едва хватило на то, чтобы провезти на 250 повозках все произведения искусства, статуи и картины, захваченные у неприятеля. На следующий день везли оружие, доставшееся победителям: золочённые щиты и длинные македонские копья - сариссы, оружие фракийцев и конскую сбрую, мечи, панцыри, шлемы… Дальше следовали 3 тысячи человек, нёсших 750 сосудов, наполненных серебряными монетами. В каждом сосуде было по 3 таланта - около 80 кг серебра. Поэтому каждый сосуд несли 4 человека. 750 воинов пронесли богато украшенные, тонкой работы чаши и вазы. Последний, третий день триумфа должен был быть самым интересным и блестящим.
Как только под грозный марш и крики толпы прошли войска, вслед за ними двинулись юноши в праздничных, богато расшитых одеждах. Они вели 120 белых быков, предназначенных для жертвоприношения. Их сопровождали мальчики с золотыми и серебряными сосудами для жертв - патерами. За ними шли люди, которые несли 77 сосудов с золотыми монетами, по 3 таланта золота в каждом.
Толпа ожидала самого интересного зрелища: пленников, идущих перед колесницей триумфатора.
Вот, наконец, пронесли священную чашу из золота, украшенную драгоценными камнями, предназначавшуюся в дар Юпитеру, и из - за поворота улицы показалась вереница пленных. Они шли, понуря головы, с унылыми, скорбными лицами. Среди них были женщины и совсем маленькие дети, взятые в плен вместе с родителями. Толпа стихла. Слышалось только бряцание цепей: все пленники были в оковах. Но вот снова оглушительно грянули торжественные крики: римляне увидели в толпе пленных царя Персея. Казалось, он был настолько погружён в свои горестные размышления, что, совершенно ничего не видел вокруг себя. Рядом с ним шли его дети: два мальчика и девочка. Они были ещё слишком малы, чтобы понимать происходящее вокруг, и только пугливо озирались по сторонам, удивлённые громкими криками и огромным стечением народа. Македонский царь уже скрылся за поворотом, когда показались ликторы - телохранители консула - с пучками прутьев, обвитых лавровыми ветками. За ними двигалась золотая триумфальная колесница, запряжённая четвёркой белых коней.
Консул Люций Эмилий Павел, согласно обычаю, сидел в кресле, а сзади него стоял государственный раб, который держал над его головой золотой венок, украшенный драгоценными камнями. Консул был в пурпурном плаще, затканном золотыми пальмовыми листьями. В одной руке он держал жезл из слоновой кости, украшенный золотым орлом, а в другой - лавровую ветвь. Лицо триумфатора было выкрашено ярко красной краской. Древние говорили, что это делалось для того, чтобы не было видно, как выступала краска радости от оказанных ему почестей. Раб, державший венок, время от времени выкрикивал, обращаясь к триумфатору: «Не гордись! Помни, что ты только человек!» К колеснице были привязаны звонок и бич, которые должны были напоминать триумфатору, что судьба переменчива и, несмотря на сегодняшние почести, в будущем он может подвергнуться самым суровым наказаниям (звонок в Риме вешался на шею осуждённым на смерть). Несмотря на эти мрачные напоминания, лицо полководца выражало нескрываемую гордость.
Странно, что солдаты не поют песен, прославляющих полководца, - говорил в толпе человек в грубой некрашеной тоге простолюдина.
Ещё бы, - отвечал ему сосед в коротком военном плаще, - едва ли найдётся другой полководец, которого бы так ненавидели воины. Ради сегодняшнего триумфа каждому рядовому воину дали по сто денариев. Триумфатор выдал бы им втрое больше, если бы они согласились прославлять его, но они даже не хотели сначала участвовать в его триумфе.
Как могло случиться, что воины были против участия в таком почётном для них шествии? - удивился человек в тёмной тоге, вероятно, приезжий крестьянин, незнакомый с последними городскими новостями.
Ты же знаешь, что право праздновать триумф предоставляется победоносному полководцу сенатом, - начал своё объяснение человек в военном плаще, очевидно, бывший воин. - Получивший это высокое отличие до конца дней своих носит почётное звание императора. Вот почему решение сената должно утверждаться народным собранием. Чтобы полководец, пользуясь своей военной властью, не мог через подчинённых ему воинов влиять на решение народного собрания, он должен распустить свою армию и сам, до решения вопроса о триумфе, находиться вне черты города. Воины Эмилия Павла также были распущены по домам и получили право участвовать в народном собрании. Аристократы думали, что решение сената о триумфе, как всегда, легко будет утверждено народом. Но когда народные трибуны внесли предложение утвердить постановление сената, мы решили показать аристократам, что победа - дело рук не только полководца. Ведь битвы выиграны нашими мечами, и только воины должны решать, достоин ли полководец почестей. Пусть он не ждёт нашей благосклонности, если он её не заслужил.
Чем же плох Эмилий Павел? Такой богатой добычи Рим ещё не видал от самого основания города, - сказал удивлённый крестьянин.
Но мы ничего не получили из этой добычи, мы, которые завоевали её своей кровью! - с озлоблением закричал воин. - Взять хотя бы случай в Эпире. Было уничтожено 70 городов, 150 тыс. человек продано в рабство, а нам, воинам, досталась такая ничтожная награда, как будто и не мы вели войну.
Но главное даже не в этом, - мрачно продолжал он. - Никто из римских полководцев не издевался так над солдатами. Он даже отбирал у идущих в караул солдат щиты. Сколько воинов погибло потому, что принуждено было вступать в бой без щитов!
Ну, конечно, вашим часовым было очень удобно дремать на посту, опираясь на щиты. Павел правильно делал, что отбирал их, - усмехнулся какой - то аристократ в белой тоге из тонкой шерсти, внимательно слушавший весь разговор.
А что было в Амфиполе? - не отвечая ему, продолжал возмущаться воин. - Наш военный трибун разрешил снимать черепицы с городских зданий, чтобы покрыть зимние помещения для войска. Эмилий Павел приказал отнести черепицы на место.
Ты забыл, какой это полководец! - заговорил аристократ. - Он сам водил легионы против македонской фаланги. Как он мудро поступил в ночь перед боем, удерживая вас от битвы и предоставляя македонянам первым напасть. Он знал, что, наступая по неровной местности, фаланга расстроит свои несокрушимые ряды и будет разбита. Вспомни, что по его поручению вам сообщили накануне боя о предстоящем затмении луны. Как спокойны были вы, предупреждённые об этом предусмотрительным вождём, и в какой ужас повергло затмение македонян! Полководец, сумевший покорить для Рима великое македонское царство и ведущий в своём триумфальном шествии самого царя, наследника Александра Македонского, достоин всяческих почестей. Правильно, что сенат заставил всё - таки народное собрание утвердить этот триумф. На весь римский народ пал бы позор, если бы в угоду своеволию и корыстолюбию воинов великий полководец был бы лишён заслуженной награды.
Крестьянин и воин недоверчиво прислушивались к словам аристократа.
Колесница триумфатора скрылась за триумфальной аркой. Толпа медленно двигалась вслед. Аристократ, не попрощавшись, свернул в сторону, а воин продолжал говорить крестьянину:
Почему, думаешь ты, этот Эмилий Павел сдал всю добычу в государственную казну? Ведь этой казной распоряжается сенат, те же аристократы. Они для того и боролись за триумф Эмилия Павла, чтобы лишний раз показать, что мнение народа, простых солдат мало что значит в нашем государстве.
Самым главным храмом на любом Марсовом поле, несомненно, является храм Марса. Цезарь задумал воздвигнуть храм Марса, какого никогда не было, засыпав для него и сравняв с землёй то озеро, где он устраивал морской бой, но воплотить этот замысел при жизни не успел. Храм предназначался для хранения воинских знамён. В античных источниках нет точных сведений о его существовании. Единственным свидетельством в пользу храма остаются монеты того времени с его изображением. Однако, монеты вполне могут отмечать не посвящение храма, а постановление о его строительстве. Много противоречивой информации о цели и предназначении храма, но рядом с Марсовым полем такой храм абсолютно уместен.Чаще храм называют именем Марса-Мстителя, но сколько-либо внятного обоснования именно такого названия нет. Иногда упоминают, что рядом с храмом были построены казармы для легионеров.
В С-Петербурге на Марсовом поле стоит здание, известное горожанам, как Казармы Павловского гренадерского полка. К сожалению, здание не только понесло значительный урон во время войны, но и ранее архитекторы не раз меняли его облик, уничтожали исторические интерьеры и скульптурное оформление. У здания казарм типичный храмовый фасад с двенадцатью колоннами, двенадцать - число Бога, украшенный барельефами, изображающими Афину-воительницу, щиты, доспехи римских воинов и богиню победы Викторию-Славу с венком. Самым главным в храме Марса, несомненно, была его скульптура, перед которой зажигали жертвенник и приносились безкровные жертвы, чтобы военный поход был удачным. На втором этаже в здании казарм есть церковь Александра Невского. И в этом случае, Александр Невский, как нельзя лучше подходит к образу Марса-Мстителя.
Понятно, что если бы статуя Марса сохранилась в храме, то ни у кого не повернулся бы язык назвать Марсово поле Потешным или Царицыным лугом, всё было бы слишком очевидным. Для путаницы и передвинули великолепную статую Марса-Победителя,стоящую ранее в центре Марсова поля, на проезжую часть. На основании скульптуры написали имя генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, по-которому и назвали площадь. Марсово поле в Rom в его подлинном виде не существует.
На Марсовом поле в Древнем Риме начиналась триумфальная процессия, где её встречали Сенат и магистраты и выстраивались в следующем порядке:
1. Магистраты и Сенат
2. Трубачи
3. Осязаемые плоды победы: оружие, предметы материальной или художественной ценности: ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, изображения завоёванных стран, городов, рек, в виде картин, моделей, аллегорических фигур.
Сотни завоёванных народов и племён платили дань за возможность жить своей жизнью. В Рим свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, учёных, художников, писателей, актёров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство формировалась, в значительной степени, из разных культур порабощённых народов. И если вам кто - нибудь бросит в упрёк, что у России всё заимствованное, объясните, что у неё есть и было всё лучшее по праву сильнейшего и могущественнейшего государства.
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, которого сопровождали жрецы.
5. Важнейшие пленники в цепях, вместо умершей Клеопатры несли её изображение.
6. Ликторы (палачи) с фасциями (пучками прутьев).
Если вы видите на гербах государств или государственных структур фасции, знайте, это государство рабовладельческое, потому что живёт по римскому праву. Римская империя - самый страшный пример бездушной эксплуатации в истории. Везде, где крылья орла отбрасывали свою зловещую тень, стоял сборщик налогов.
7. Кифаристы танцующие и поющие.
8. Сам полководец в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Когда триумф праздновался над парфянами, колесницу везли 4 слона.
Император с сенаторами, солдатами, кифаристами и прочей свитой пешим ходом шёл с Марсова поля до Трёхчастного моста, там он садился в колесницу, которая подавалась с Конюшенного двора на Конюшенной площади, чтобы выехать на ней под Триумфальной аркой на Дворцовую площадь и далее, мимо Адмиралтейства до арки Септимия Севера., известной нам, как арка Сената-Синода на Сенатской площади. Пленные и трофеи на повозках, которые они же и тянули, от Марсова поля к Дворцовой площади двигались по нынешней Миллионной улице.
Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных последствий, как гордыня, человек, ехавший позади полководца шептал ему на ухо:" Оглянись назад, помни, что ты человек!" Вот бы нашему российскому главному полководцу ежедневно шептали, чтобы не забывал о том же.
Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке с копьями, украшенными лавром. Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде. Некоторые граждане становились на ступени государственных зданий, другие поднимались на специально воздвигнутые помосты, чтобы целиком увидеть зрелище. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам.
В итальянском Rom туристам экскурсоводы показывают дорогу шириной в 3 метра и рассказывают, что это и есть Священная дорога, по краям которой в древности были канавы для сточных вод. Попробуйте-ка представить на такой дороге колесницу, запряжённую 4-я конями, я уж не говорю о слонах. Вряд ли у вас это получится.
Вдоль Марсова поля в Петербурге идёт Лебяжья канавка, которая выполняет две функции:
1. в неё стекают сточные воды, чтобы поле было сухим и
2. она является водоразделом между мирами живых и мёртвых на кладбище в Летнем саду.
На Дворцовой площади есть ещё Зимняя канавка, не смотря на романтические названия, это всего лишь сточные канавы.
Был в древнем Риме культ бога Януса, который до Юпитера, считался в Риме главным богом. Он обладал даром знать прошлое и предвидеть будущее, поэтому у него было два лица: сзади и спереди и его именем назван первый месяц года - январь. Главным занятием римлян была война и богу Янусу построили небольшой квадратный храм, который выглядел, как две арки, соединённые стенами и не имеющий крыши. В арках были ворота, которые оставались открытыми, если шли военные действие и запирались с наступлением мира.
Плутарх сообщает, что «Последнее случалось весьма редко, ибо империя постоянно вела войны, в силу огромных своих размеров непрерывно обороняясь от варварских племен, её окружающих.» Руины храма в Rom не сохранились, даже не известно точное место, где он стоял.
Триумфальная процессия вступала в город через арку Тита, которую построили в благодарность императору за полный разгром Иудеи. У иудеев до сих пор живо такое древнее суеверие: проходить под аркой Тита к несчастью. Экскурсоводы в Rom замечают, что еврейские группы обходят арку Тита стороной. А между тем, подлинная арка Тита находится в России. В древнем Петербурге арка стояла между зданием Главного штаба и штабом Гвардейского корпуса. Вероятно, она была сильно разрушена и её разобрали, чтобы собрать в другом месте.
И храм богу Янусу сохранился только в С-Петербурге. Это, уж простите, арка Главного штаба. Большое полукружие перед аркой напоминает алтарное пространство перед царскими вратами в церквах. Здесь стоял жертвенник, сюда несли венки, фрукты и подарки, внутри стояла статуя бога Януса. Ворот нет, возможно, они существуют в другом месте, но все признаки храма остались. Обратите внимание, что арок три: две из них одинаковые, а третья даже не параллельна. В узком пространстве можно сделать и десять арок, но видны будут только крайние, то есть эстетически это неоправданно. Даже, как проход или проезд, арка Главного штаба не очень удобна.
Третья арка, ведущая на Большую Морскую улицу - это то, что осталось от арки Тита. Наверху арки, когда-то стояла колесница, с которой богиня Виктория венчала лавровым венком проходящее под ней триумфальное шествие. Она и сейчас стоит, но, получается, уже на храме Бога Януса и арке Тита одновременно, что тоже неплохо.
Теперь и вы можете представить себе, каким был когда-то Триумфальный путь. Это простор и ширина Дворцовой площади и далее, по линии Адмиралтейства, которая точно продолжает линию Зимнего дворца, и до арки около Сената-Синода на Сенатской площади.
И всё-таки сохранена доныне древняя традиция! Все самые торжественные праздничные мероприятия в С-петербурге: концерты шествия, парады проводятся на Дворцовой площади, только вот идут парады теперь не от Марсова поля в центр города, а, наоборот, с Невского проспекта к Марсову полю. Стоит ли удивляться? Раньше ходили с правой ноги и жили по правде, а теперь: левой, левой, левой. В церкви жениха с невестой раньше водили вокруг аналоя - посолонь, то есть по солнышку, а теперь - противосолонь или против движения солнца. Вот так и сбили людям мозги набекрень.
triumphus ) в Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы , преторы , проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в.
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона , и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм , подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок .
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны , олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.
Культурные страны, особенно Греция , Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией , Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс . Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий . Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа - права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом . Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Триумф (Древний Рим)" в других словарях:
ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Император (значения). Император (лат. imperator повелитель, хозяин, полководец) древнеримский почётный воинский титул, наиболее распространённый в период Поздней республики. Почётный титул… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Овация (значения). Овация (лат. ovatio) представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне… … Википедия
Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия - Основание Рима … Википедия
Марк Порций Катон Утический/Младший лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) … Википедия
Статуя императора Августа в Ватиканском музее Первым императором (в современном смысле) Рима стал Октавиан Август: после победы над Марком Антонием и возвращением из … Википедия
ТРИУМФ (Triumphus). Слово « триумф» , вероятно, происходит от возгласа « triumphe » (связанного с θρίαμβος ), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L . L . VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin , с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro, l . c . : « Triumphare appellatum quod cum imperatore milites redeuntes clamitant per urbem in Capitolium eunti Io triumphe » . Ранний триумф такого рода описан у Liv. III. 29, 4.) Он происходил после каждой успешной кампании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония и вследствие этого возросла важность триумфа, естественно, возникла тенденция, совпавшая с ослаблением власти, ограничивать его проведение только случаями исключительных успехов, и постепенно возник комплекс правил, обусловливающих и ограничивающих получение того, что стало желанной милостью. Прежде всего, стало необходимым согласие сената.
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B . C . I. 6; Plin. Pan . 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis : Suet. Aug . 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord . 4; ср. Vita Alex . Sev . 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron . 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H . N . XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v . inf .). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. S ACERDOS .
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht , I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, « exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet » . Это правило сформулировано также в Plut. Pomp . 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ ). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только после истечение годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, - это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio ) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam . I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht , I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium , принимаемый народом ex auctoritate senatus , Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus , не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad . pr . II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att . VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr . I. 123); Он принимал fasces laureati (Cic. pro Lig . 3, 7, ad Att . VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae (Liv. V. 28, 13; Plin. H . N . XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr . 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия , которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam . XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr . I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr . I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep . XIX), либо, в случае двух консулов, - тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv. l . c . Битва при Метавре состоялась в провинции М. Ливия: ср. Liv. X. 37, XXXIV. 10). Исключения из этих правил появляются после Первой Пунической войны, и малый триумф (ovatio ) обычно предоставлялся в том случае, если в более значительных почестях было отказано. В соответствии с этим же принципом тот, кто командовал alienis auspiciis , т. е., как представитель отсутствующего полководца или подчиненный присутствующего, не имел права на триумф (Dio Cass. XLIII. 42). Цезарь нарушил это правило в конце жизни в отношении своих легатов (Dio Cass. l . c . , Кв. Фабий Максим и Кв. Педий: ср. Mommsen, Staatsrecht , I. 127, прим. 3). Этому примеру следовали в правление триумвирата (например, П. Вентидий, легат Антония: Dio Cass. XLVIII. 41, 5). Наконец, несмотря на правило, сформулированное Цицероном (de Leg . Agr . II. 12, 30) о необходимости куриатского закона для военного империя, в конце республики имеется пример триумфа, полученного человеком, которому империй никогда не был вручен таким образом (Cic. ad Att . IV. 16, 12; C . I . L . I. с. 460, XXVII).
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis , Cic. pro Deiot . 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes . 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max. l . c . , будто Капуя принадлежала Риму, а триумф предоставлялся только pro aucto imperio , неверна: Mommsen, Staatsr . I. с. 129, прим. 3). Триумфы Цезаря после Тапса и Мунды и Октавиана - после Акция не нарушали этого правила, ибо в каждом случае победа была представлена как одержанная над иноземцами; хотя, с другой стороны, Цезарь не праздновал триумфа за Фарсал. Такое отношение встречается еще у Септимия Севера (Herodian, III. 9, 1).
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis . 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum ), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus ); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом - битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann . I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben . V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael . 14, 34; Suet. Tib . 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio , за согласием сената следовало privilegium , разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr . VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine , vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug . 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem . Paul . 32; Ov. Trist . IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B . J . VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H . N . XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus, l . c .). Обычно соблюдался следующий порядок, но, естественно, в определенных обстоятельствах могли быть отклонения (хороший пример таковых - триумф Аврелиана, описанный в Vita Aurel . 33).
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines : Plut. Aem . Paul . 33; Appian, Pun . 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil . VIII. 6, 18;. Tac. Ann . II. 41; Plin. H . N . V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem . Paul . 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae и serta , которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem . Paul . 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun . 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr . I. 129; L ICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae ) или ludiones , танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian, l . c . : ср. Dionys. VII. 72).
Триумфальная колесница: с рельефа. (Montfaucon, Ant . Exp . IV. pl. CV).
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam . 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero , 25; Plin. Pan . 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A . A . I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug . 94; Ov. Ex Pont . II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus ), колесницу везли четыре слона (Vita Alex . Sev . 57, 4; Gord . Tert . 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales , VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp . 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung , II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun . 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata ) и шитой золотом мантии (toga picta ), то и другое - пурпурного цвета (Plut. Aem . Paul . 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem . Paul . 32; Plin. H . N . XV. § 137), а в левой - скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H . N . XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H . N . XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H . N . XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor . 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia , и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus ) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H . N . XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat . I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: « Respice post te, hominem te memento» (Tertull. Apol . 33, подтверждено в Arrian, Diss . Epict . III. 24, 85, и Plin. H . N . l . c . : ср. Juv. X. 41). Вряд ли можно предположить, что раб присутствовал при триумфе императора. На памятниках почти всегда позади императора изображена Победа, держащая у него над головой лавровый венок. Видимо, триумфатору принадлежало также государственное кресло (sella ), ибо оно упоминается в связи с другими триумфальными отличиями (Liv. X. 7, 9; Dio Cass. XLIV. 6; Suet. Jul . 76; Mommsen, Staatsr . I. с. 423). Несовершеннолетние дети триумфатора (и мальчики, и девочки) ехали вместе с ним в колеснице или верхом (Liv. XLV. 40, 8; Val. Max. V. 7, 1; 10, 2; Tac. Ann . II. 41; Vita M . Ant . Phil . 12, 10; Cic. pro Mur . 5, 11; Suet. Tib . 6). Его взрослые сыновья ехали верхом позади (Liv. XLV. 40, 4), после аппариторов (Appian, Pun . 66), вместе с его легатами и трибунами (Cic. in Pis . 25, 60; Appian, Mithr . 117). Затем иногда шли римские граждане, которых он спас от рабства своей победой, в образе вольноотпущенников (Liv. XXX. 45, 5; XXXIII. 23, 6; XXXIV. 52, 12). Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке, с украшенными лавром копьями (Plin. H . N . XV. § 133), кричащая « Ио, триумф!» (Varro, L . L . V. 7; Hor. Od . IV. 2, 49; Tibull. II. 6, 121) и поющая песни, как с похвалами, так и с грубейшими непристойностями в адрес полководца (Liv. IV. 20; 53, 11, &c.; Suet. Jul . 49, 51; Mart. I. 5, 3; прочие ссылки приведены в Marquardt, Staatsverw . II. с. 588, прим. 2. См. также Munro, Criticisms and Elucidations of Catullus , с. 90).
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота . Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B . J . VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull . 37, Joseph. B . J . l . c .), и, вероятно, вступала непосредственно в город через Карментальские ворота, так как мы знаем, что она пересекала Велабр (очевидно, Этрусскую улицу) и Бычий рынок (Suet. Jul . 37; Cic. Verr . I. 59, 154). Далее процессия огибала Палатинский холм через Большой цирк (Cic. l . c . ; Plut. Aem . Paul . 32) и по улице между Палатином и Целием, достигая в конце Священной дороги, которая вела шествие на форум (Hor. Od . IV. 2, 35; Epod . 7, 8). Маршрут, вероятно, пролегал по южной стороне форума (Jordan, Capitol , Forum , und Sacra Via , Berlin, 1881). В конце Священной дороги начинался Капитолийский спуск, и когда полководец приближался к нему, главных пленников вели в сторону, в расположенную рядом тюрьму, и там казнили (Cic. Verr . V. 30, 77; Liv. XXVI. 13; Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22. Первоначально им отрубали голову топором, позднее - удушали: ср. Liv. XXVI. 13, 15 с Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22, 8, и см. Mommsen, Staatsr . I. 129). Сохранение жизни подобным пленникам было возможно лишь как исключение. Самый ранний случай - это Персей, помилованный Эмилием Павлом (Plut. 37), примеру которого последовал Помпей (Appian, Mithr . 117), Тиберий в паннонском триумфе в 12 г. н. э. (Ov. ex Pont . II. 1, 45) и Аврелиан в отношении Зенобии (Trebell. Poll. Trig . Tyr . 30, 27). Жертвоприношение в храме не могло начаться прежде, чем состоится казнь (Joseph. B . J . VII. 5, 6).
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita , 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol . ad Helv . 10; Plin. H . N . XV. § 40; Plin. Pan . 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv . IV. 1, 41; Pacatus, Paneg . in Theod . 9, 5), а позднее - пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw . II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi , т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, - Вара, Tac. Ann . II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug . 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, - несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest . Rom . 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull . 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска - очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem . Paul . 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях - в vestis triumphalis (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir . ill . 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus (Plin. H . N . XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C . I . L . I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H . N . XXXV. § 7; Cic. Phil . II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest . Rom . 79; Mommsen, Staatsr . I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio ), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; - Plut. Marc . 22).
Морской триумф (triumphus Navalis) . - Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep . XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H . N . XXXIV. § 20). Другие примеры - это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis) . - Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug . 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib . 20), Германиком (26 г. н. э.
В молодости Максимилиану довелось побывать пленником города Брюгге. Казалось бы, невозможно унизить государя сильнее. Однако Венеции это удалось. Венецианская республика не пустила Максимилиана на его собственную коронацию в Рим. Точнее, венецианцы заявили, что позволят нашему герою проехать через контролируемую ими территорию лишь в том случае, если он будет путешествовать как чaстное лицо, без войска.
Тут читатель может спросить: а как же сумел короноваться в Римe отец Максимилиана Фридрих, известный хроническим недостатком средств и авторитета? Именно так: он отправился на Аппенины с частным визитом. Во времена Фридриха титулы имели столь мало практического содержания, что если кто-то желал быть императором, то вполне мог стать им в частном порядке. С тех пор кое-что изменилось. Была проведена имперская реформа, учредившая в Германии некое подобие государства. Титул Максимилиана был делом не только его личного престижа, но и государственного значения.
И тогда он решил обойтись без коронации в Риме. 8 февраля 1508 года в Триенте кардинал Матеус Ланг, близкий друг и советник Максимилиана, провозгласил его избранным императором Священной Римской империи. С тех пор избрание курфюрстами стало считаться достаточным основанием для использования императорского титула. Заведённый Максимилианом порядок вещей сохранялся до времён Наполеона. Коронации в Риме больше не проводились. Кстати, именно при Максимилиане к названию "Священная Римская империя" были добавлены слова "германской нации" .
Венецианцы между тем отобрали у Максимилиана часть Истрии и Фриуля. Венеция была на вершине могущества и не намеревалась терпеть присутствие конкурентов в Адриатическое море. Республикa св. Марка не боялась никого и ничего. Она сама была способна внушить страх кому угодно. Европейцы опасались, что венецианцы подомнут под себя весь континент. Кажется, я где-то уже писал, что вся конспирология, посвящённая еврейским, масонским, иезуитским и т.п. глобальным заговорам, восходит к антивенецианским памфлетам рубежа XV-XVI веков.
Якопо де Барбари, карта Венеции, 1500 год. Работа над картой заняла три года. Благодаря размерам 2,8 x 1,3 м эта изготовленная на шести досках гравюра стала самым большим графическим произведением своего времени. Впечатление, произведённое картой Венеции на Европу, соответствoвaл o её габаритам. После 1503 года Барбари перебрался во Фландрию и работал на детей Максимилиана, сначала - на Филиппа Красивого, а после его смерти - на Маргариту.
Для предотвращения венецианской угрозы 10 декабря 1508 года в Камбре была создана лига, в которую вошли император Максимилиан, папа римский Юлий II, король Испании Фердинанд Арагонский, король Франции Людовик XII, герцог Савойский Карл III и т.д. Oдним из основных организаторов Камбрийской Лиги стала дочь Максимилиана Маргарита, пожившая и при французском, и при испанском, и при савойском дворax и повсюду нашедшая себе друзей. Союзники составили план раздела венецианских владений, а папа объявил венецианцев врагами церкви.
Людовик XII наголову разбил венецианские войска при Аньянделло. Но оказалось, что Венеции было легче оправиться от поражения, чем Франции - воспользоваться плодами победы. Говорят, кардинал Руанский однажды заметил: "Итальянцы ничего не понимают в военном деле" , на что Макиавелли тут же ответил: "Французы ничего не понимают в политике" . Венецианская армия состояла из кондотьеров, и гибель войска означала для республики всего лишь потерю одной риcкованой инвестиции. Венеция немедленно наняла себе новую армию, а вот Франции было негде нанять дипломатию венецианского уровня.
Компромисс там, территориальная уступка тут, сепаратные переговоры здесь... Французы сами не заметили, как от Кембрийской лиги ничего не осталось. Война не прекратилась, но в 1511 году союзником Франции оставалось одно лишь герцогство Феррарское, а Венецианская республика, Священная Римская империя, королевство Испанское, Швейцария и папа римский уже входили в созданную для борьбы с французской агрессией Священную лигу. Впрочем, описание затянувшихся на полвека Итальянских войн не входит в мои намерения, а посему вернёмся к Максимилиану.
Слева: император Максимилиан I. Портрет работы Альбрехта Дюрера. Справа: Альбрехт Дюрер, автопортрет.
В декабре 1510 года в возрасте тридцати восьми лет скончалась его вторая жена Бьянка-Мария Сфорца. Её смерть, в отличие от многих других смертей в этой истории, трудно назвать неожиданной. Если супружество родителей Максимилиана не было счастливым, то его собственный второй брак являл собой какую-то чудовищную пародию на их несчастье. Максимилиан женился на деньгах и, похоже, испытывал к своей жене отвращение. Обычно это объясняют тем, что он сравнивал её с Марией Бургундской, сопоставления с которой в его глазах не выдержал бы никто. Но это не вполне удовлетворительное объяснение. У Максимилана было свыше тридцати внебрачных детей, и к их матерям он относился хорошо. А к Бьянке - плохо. Так плохо, что хуже некуда.
Говорят, уже в брачную ночь Максимилиан оставил невесту одну и отправился на охоту. Растратив приданое Бьянки, он полностью потерял интерес к ней. К тому же у Сфорца были проблемы - французы нa время выгнали семейство из Милана, и оно перебралось в Иннсбрук. Теперь Максимилиан смотрел на миланских родственников не как на ценных союзников, а как на обузу. Он до такой степени пренебрегал Бьянкой, что буквально оставлял её в качестве залога у своих кредиторов. Он даже не пригласил её на собственную коронацию в Триенте. Она ходила в поношенных платьях и иногда испытывала проблемы с ночлегом - любой хозяин постоялого двора в Германии знал, что Максимилиан не оплачивает её счета. Максимилиан усаживал за стол рядом с женой своих любовниц. Чтобы этого не было мало, он заразил её сифилисом.
Подобно многим другим несчaстным женщинам, римская императрица, в жилах которoй текла кровь Сфорца, Висконти, Бурбонов и Валуа, пыталась уменьшить свои страдания, заедая стресс. По официальной версии, она умерла, объевшись улитками. Максимилиан на её похоронах отсутствовал.
Наш герой по-прежнему был полон энергии и планов. В сентябре 1511 года он написал своей дочери Маргарите: "Завтра я пошлю Матеуса Ланга в Рим для заключения соглашения с папой об избрании меня коадьютором. Это наверняка позволит мне после его смерти получить трон папы, принять сан священника и быть объявленным святым. Когда я умру, меня будут почитать как такового, хотя я сам о себе так не думаю..."
Максимилиан действительно намеревался добавить к императорскому титулу папский. Говорят, на протяжении своей жизни он возвращался к этому плану в общей сложности пять раз. Никаких канонических препятствий для занятия императором папского трона не было - папами и прежде становились люди, не имевшие сана священника. Избрание папой, как и избрание императором, было лишь вопросом денег. Матeус Ланг вёл в Риме переговоры, Фуггеры оценивали необходимые для подкупа конклава суммы. В конце концов от затеи пришлось отказаться - Медичи могли заплатить кардиналам больше, чем Фуггеры, и после смерти Юлия II папой стал не Максимилиан I, a Лев Х.
Слева: Юлий II (наст. имя - Джулиано делла Ровере). Справа: Лев Х (наст имя - Джулиано Медичи). Парадные портреты мало говорят о реальном характере ренессансных пап - жизнелюбов, воинов и меценатов. Рассказывают, что однажды, будучи уже в шестидесятисемилетнем возрасте, Юлий II при штурме неприятельской крепости в доспехах взобрался по лестнице на стену и, размахивая мечом, кричал, что отлучит от церкви каждого, кто встанет у него на пути. Он же создал швейцарскую гвардию (форму для которой придумал Рафаэль Санти) и начал строительство собора св. Петра. Лев X, сын Лоренцо Великолепного, любитель охоты и театральных предстaвлений, прославился фразой "Насладимся папством, которое нам дал Бог" и учредил римскую курию. Его понтификат считается вершиной Ренессанса.
В последние годы жизни Максимилиана озаботила репутация, с которой он войдёт в историю. Император написал две автобиографические книги - "Многоблагодарный" и "Мудрый король". Насколько велик был его непосредственный вклад в эти произведения, сказать трудно - они создавались при ассистенции целого коллектива придворных гуманистов. Основными сюжетами творчества Максимилиана были собственный героизм и любовь к Марии - он описал свою поездку из Австрии в Бургундию, как полное невероятных трудностей и приключений путешествие. На пути к даме сердца лирический герой Максимилиана покорял стихии, выносил стужу и зной, преодолевал горы и водные преграды, боролся с коварными врагами и сражался с чудовищами.
Однако книгами дело не ограничилось. Максимилиан был подлинным ренессансным князем. Он ощущал себя настоящим римским императором в античном духе и желал устраивать триумфальные шествия, ездить в трумфальных колесницах и строить триумфальные арки. Средств на осуществление подобных затей у него не было. Но у него был Альбрехт Дюрер - величайший мастер ксилографии, когда-либо ступавший по европейской земле.
Дюрер стал придворным художником Макссимилиана в 1512 годy. В этом же году он начал работу над уникальным проектом, призванным превзойти не только "Карту Венеции" Якопо де Барбари, но и вообще всё, что до той поры создала рука человеческая на бумаге. Пусть Максимилиан не мог победить венецианцев ни на суше, ни на море, зато oн мог затмить их в памяти потомков.
Альбрехт Дюрер в соавторстве с архитектором Йoргом Кёлдерером, историком Иоганном Стабием, художником Альбрехтом Альтдорфером и другими нарисовал для Максимилиана самую великолепную триумфальную арку на свете. Точнее - отпечатал её со 192 отдельных досок. Получилась гравюра длиной в три и высотой в три с половиной метра. В 1515 году Tриумфальная арка Максимилиана была закончена.
Никто никогда не собирался строить эту мега-арку в реале (да это было и невозможно). Данный архитектурный проект предназначался только для бумаги. Это был ничем не ограниченый полёт фантазии, виртуальная реальность в чистом виде. Арку украшали изображения предков Максимилиана (включая Юлия Цезаря, Александра Македонского и Геракла), сцены из его семейной жизни, исторические картины, символы всевозможных добродетелей, египетские иероглифы и тексты, подробно разъясняющие, что же именно здесь изображено.
Триумфальная арка Максимилиана. По-видимому, самая монументальная ксилография в истории. Предполагалось, что графика площадью 10 квадратных метров будет выставляться в императорских дворцах, городских ратушах и прочих присутственных местах.
За Триумфальной аркой последовало Триумфальное шествие Максимилиана. Ещё более мегаломанский проект - состоящая из ста тридцати с лишним блоков графика длиной в 54 метра. Совершенно фантастическая процессия, в которой принимают участие музыканты, рыцари, ладскнехты, германские князья со своими гербами, индийцы из Калькутты верхом на слонах, индейцы из Америки, кто-то верхом на грифоне, люди с портретами предков Максимилиана, люди с изображениями его побед, Мария Бургундская, Кунц фон дер Розен, аллегорические фигуры муз и добродетелей, экзотические животные и повара с кастрюлями и горшками. Вот несколько фрагментов, дающих предстaвление о виртуальной реальности Максимилиана:
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий главное событие жизни Максимилиана - его свадьбу с Mарией Бургундской (Бьянке Сфорца и здесь не повезло). Увы, цветная версия этого фрагмента мне в Сети не попадалась.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, на котором участники шествия несут изображение Венецианской войны. Обратите внимание на венецианского льва, спасающегося от императорских войск в море. Hе имевшaя места в действительности процессия, участники которой выдают поражение за победу. Фальсификация мистификации. Обожаю такие сюжеты.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий германских князей.
Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий неизвестно кого. Многие картуши на "Триумфальной процессии" зияют чернотой. В общей сложности на этом гигантском изображении можно насчитать свыше сотни таких чёрных дыр. Согласно официальной версии, надписи вырезались в последнюю очередь, и некоторые картуши просто остались незаполнены, поскольку весь проект так и не был завершён. Новохронологи утверждают, что надписи на картушах были замазаны, чтобы скрыть великую тайну: Максимилиана звали Василием Ивановичем (или Иваном Васильевичем? - вечно я путаю детали), и он был атаманом-оттоманом, московским ханом и Великим Моголом.
Наконец, несколько забегая вперёд, скажу, что позже Дюрер выделил Триумфальную карету Максимилиана, первоначально предназначенную для его Триумфального шествия, в отдельное произведение. Вместе с Аркой и Шествием, Карета образует триаду, отражающую виртуальноe величие Максимилиана.
Триумфальная карета Максимилиана. Чёрно-белая и цветная версии. Размеры изображения - полметра в высоту, около двух с половиной метров в длину.
Триумфальная карета Максимилиана. Фрагмент. Императора окружают музы и т.п. создания. Согласно надписям, украшaющим венки над головой триумфатора, он покорил Галлию, Венгрию, Богемию, Германию, Гельвецию и Венецию.
Пока в виртуальном мире Максимилиан одерживал одну великую победу за другой, в реальности дела складывались следующим образом.
В 1513 году состоялась Вторая битва при Гинегате, возможно, известная вам под названием Битва шпор. При подготовки этого поста я обнаружил, что если Первая битва при Гинегате обычно фигурирует в русскоязычных источниках под своим настоящим названием, то Вторая по прихоти переводчиков превратилась в битву при Гингейте. Это явный англицизм советской эпохи (в дореволюционных русских изданиях использовалась форма Гинегатъ). Видимо, он появился благодаря тому, что в этом сражении на стороне Максимилиана участвовали и англичане Генриха VIII. Для Максимилана это была вторая победа над одним противником на том же самом поле. В первый раз он разбил французов при Гинегате тридцатью четырьмя годами раньше. Впрочем, некоторые источники заходят в своей англофилии так далеко, что вообще не упоминают о его участии в сражении 1513 года, целиком приписывая этy викторию англичанам.
22 июня 1515 года в Вене была сыграна одна из самых роскошных и значительных свадеб во всемирной истории. Максимилиан повторил свой испанский успех. Свадьба опять была двойной, и на этот раз его внуки вступили в брак с детьми Владислава II Ягеллонa, короля Богемии и Венгрии. Ягеллонской невестой была Анна, а ягеллонским женихом - Людовик. Габсбургскую сторону представляли Мария (причём переговоры о её замужестве начались ещё до рождения её жениха Людовика) и... один из принцев (в момент бракосочетания ещё не было решено, который из них - Карл или Фердинанд).
К алтарю в Вене шёл сам Максимилиан. Когда-то друзья замещали его на двух его свадьбах. Теперь он сыграл роль жениха на свадьбе своего внука. На том основании, что Карл был наследником испанского трона, а Фердинанд - неаполитанского, Максимилиан прямо у алтаря провозгласил Анну, невесту не вполне конкретного жениха, королевой не вполне определённого королевства.
В 1515 году Анне было двенадцать, Фердинанду - тринадцать, Людовику - девять, а Марии - десять лет. На свадьбе этиx двух детских пар присутствовали едва ли не все, кто что-то значил в Европе.
Ещё один пример виртуальной реальности Максимилиана. На этом семейном портрете работы Бернхарда Стригеля изображены люди, которые в силу хронологических причин никогда не могли собраться вместе в таком составе. Взрослые в верхнем ряду - это Максимилиан, его сын Филипп Красивый и навсегда оставшаяся в сердце Максимилиана Мария Бургундская. Дети внизу - сыновья Филиппа Фердинанд и Карл Габсбурги, а также его зять Людовик Ягеллон. Картина создана в 1515 году. К тому времени Филиппа не было в живых уже десять, а Марии - тридцать лет.
Между тем Анна Бретонская, в детстве формально побывавшая супругой Максимилиана, а потом ставшая женой его врагов Карла VIII и Людовика XII, предприняла интригу, попытавшись выдать свою дочь Клод за внука Максимилиана Карла (Анна была беременна четырнадцать раз, но лишь две её дочери дожили до взрослого возраста). Из этого ничего не вышло, и Клод пришлось выйти за Франциска Ангулемского. Вскоре Людовик умер, и Франциск в возрасте двадцати одного года стал королём Франции Франциском I. У него появилась идея занять трон императора Священной Римской империи.
Франциск вторгся в Миланское герцогство. Власть в Милане принадлежала Массимилиано Сфорца, считавшемуся марионеткой своих буйных швейцарских наёмников. 14 сентября 1515 года в знаменитой битве при Мариньяно Франциск разгромил швейцарцев, сорок лет пользовавшихся репутацией непобедимых, и занял Милан.
Максимилиан вознамерился отбить город. Он выступил в поход во главе своих ландскнехтов и швейцарцев. Но до Милана не дошёл. Как обычно, ему не хватало денег на оплату солдат. Первыми взбунтовались швейцарцы. Максимилиан попытался рассчитаться с ними своим стoловым сребром. Узнав об этом, восстали ландскнехты. По иронии судьбы, государь, в виртуальной реальности превзошедший триумфы римских цезарей, в жизни познал, что значилo быть солдатским императором. Армия развалилась, и Максимилиан вернулся домой с горсткой соратников.
В январе 1516 гоа умер Фердинанд Арагонский. Внук Максимилиана Карл стал королём Испании под именем Карлос I. Через несколько месяцев Карл заключил мирный договор с Фрaнциском. Ещё через год - публично заявил, что ввиду состояния здоровья деда все должны рассматривать его как скорого наследника императорского трона.
Здоровье действительно начинало отказывать Максимилиану. Сказывались и возраст, и старые раны, и приобретённые в ходе бурной жизни болезни. Он начал повсюду возить за собой гроб и думать о душе.
Максимилиан I Габсбург умер 12 января 1519 года, не дожив двух месяцев до шестидесяти лет. После смерти с его телом поступили так, как он приказал - остригли волосы, вырвали зубы и подвергли бичеванию. Император, всю жизнь заботившийся о том, как обеспечить себе славу в веках, нашёл и способ покаяться, посмертно наказав своё тело за все совершённые им грехи.
Посмертный портрет Максимилиана.
Похоронили Максимилиана в Нойштадте. Его настоящая могила являет собой образец минимализма и резко контрастирует с пустым кенотафом в Инсбруке. Кстати, инсбрукская гробница, апофеоз роскоши, выглядит несколько иначе, если её посетителю известно, что незадолго перед смертью Максимилиан не смог остановитьcя в Инсбруке на ночлег - в этом городе все просто закрыли перед императорской свитой двери, зная, что государь неплатёжеспособен.
Сердце Максимилиана, в соответствии с его последней волей, похоронили в Брюгге, радом с Марией Бургундcкой.
Настоящая могила Максимилиана в Винер-Нойштадте
Это конец истории Максимилиана I Габсбурга, германо-итало-поляко-португальца, последнего рыцаря и отца ландскнехтов, эрцгерцога австрийского, герцога бургундского, короля римского и императора Священной Римской империи. Но это ещё не конец повествования о том, как эпоха городских республик сменилась эпохой монархий и территориальных государств. На момент смерти нашего героя многие независимые города всё ещё были в зените своей славы, а понятие государство оставалось довольно эфемерным. Однако у Максимилиана были наследники - его внуки Карл и Фердинанд. Борьба за мироустройство продолжалась...
(ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ)