Сценарий путешествие вечно славный байкал. Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ БАЙКАЛА

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ»

Сценарий Дня Байкала

п. Большое Голоустное.

До начала праздника звучит весёлая музыка, оформление стендов,

выставка декоративно-прикладного творчества жителей

Голоустненского муниципального округа.

Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал» -

это сигнал к началу праздника.

Звучит фонограмма и все поют песню

«Славное море, священный Байкал» (1 куплет и 1 припев).

1 вед: Люблю я священное озеро

Прозрачное море Байкал

Он очень могучий, широкий

Раскинулся среди скал.

2 вед: Если с вашей души осыпались мелкие тревоги после встречи с обыкновенным земным чудом - значит, вы встретились с Байкалом.

И мы с вами собрались, чтобы испытать нежность и гордость за свой уникальный, неповторимый край.

Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

1 вед: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, Российского знамени

С уважения заветов святых.

2 вед: Сегодня необычный день, сегодня улицы нашей страны выглядят наряднее, чем всегда. Потому что именно сегодня Россия отмечает день государственного флага! Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги. Они являются отличительным знаком. Государственный флаг - это история страны и её сегодняшний день. Символ единства страны и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников и в это время всегда звучит Гимн Российской Федерации. А сейчас, под знамя Российской Федерации СМИРНО!

(Ребёнок торжественно выносит флаг).

После этого звучит Гимн Российской Федерации.

1 вед: У нас на празднике много гостей. Слово для поздравления предоставляется председателю Иркутской областной общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Шлёновой Вере Михайловне.

Слово предоставляется ______________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1 вед: Звон колоколов, над Россией плывёт

Этот перезвон нам покоя не даёт

Душу покоряет, задуматься велит.

Слово для поздравления предоставляется священнику Сергию, настоятелю храма Святителя Николая посёлка Большое Голоустное.

2 вед: Священное море!

Родимый Байкал!

Нет равных тебе,

Ты мне в душу запал.

1 вед: Глядишь вокруг – и на душе легко

И в сердце – песнь

Так, вольно, широко

И сладко песня о родной земле поётся

И кровь кипит и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Байкала дочь я,

Здесь край моих отцов.».

На сцену приглашается фольклорный ансамбль «Байкал - Далай!

(Звучит песня о Байкале).

2 вед: Родной Байкал, одним тобой живу,

В тебе черпаю силы,

Тобой одним дышу.

(Звучит песня «Греми Байкал».

Музыка Князева. Слова Корчагина).

1 вед: Солнце ласково смеётся

Светит ярче, горячей

А со сцены песня льётся

О сторонушке моей.

(Звучит песня ___________________________________).

2 вед : Есть просто храм

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свёл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

1 вед: А что же может сделать каждый из вас?

2 вед: Во-первых, не загрязнять окружающую среду.

1 вед: У Антуана де Сент - Экзюпери есть такое правило: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету».

2 вед: (очистка берега Байкала)_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам хотелось выразить благодарность за участие в проектной деятельности по охране природы озера Байкал: Это Мангаскина Фаина Петровна, Козлова Людмила Павловна, Звонова Ольга Анатольевна, Чикалина Лариса Глебовна. Спасибо Вам за то, что вы уделяете много времени на охрану озера Байкал и формируете в наших детях ответственное отношение к природе.

Предоставляется слово Мангаскиной Фаине Петровне.

2 вед: Тайны природы Прибайкалья наши дети изучают на уроках «Байкаловедения», «Экологического туризма». В школе очень много внимания уделяется вопросам экологии. Ребята пишут проекты, участвуют в разных конкурсах, акциях.

Слово предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

(Вручает благодарность директору школы).

1 вед: Озеро Байкал - радость всей Земли

Лучше не сыскать в мире красоты,

Это зеркало счастья, любви

Ты его, пожалуйста, береги!

Не давай его в обиду никому,

Даже лучшему другу своему

Защищай его, как мать родную,

И люби, как местность дорогую.

В сердце нашем Байкал останется вечно.

Своей красотой он пленит людей навечно.

Вторая часть.

«Война в памяти народной».

(Звучит мелодия военных песен).

2 вед: Сегодня праздник на Байкале,

И на душе светло, но чтобы этот день пришёл

Людям, живущим здесь пришлось немало потрудиться.

1 вед: В годы Великой Отечественной войны

132 воина встали на защиту Родины,

56 отдали за неё свою жизнь.

(Звучит мелодия «РЕКВИЕМ»).

1 вед: Не верно, что от той войны,

Остались лишь могильные холмы,

Она жива пока живые мы.

И двадцать лет прошло,

И сорок лет прошло,

И семьдесят прошло,

Но мы от той войны не отогрелись

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2 вед: И конечно мы не можем в этот праздничный день не поздравить нашего ветерана Белозерцева Василия Андреевича. Дорогой Василий Андреевич здоровья Вам и мирного неба над головой!

1 вед: Здесь не было войны,

Чтоб жгли хлеба и хаты,

Здесь не было войны.

Где б падали солдаты.

Но здесь была война

Не легче той кровавой.

Но здесь была война,

Где женщины косили,

Но здесь была война,

Но здесь была война

Где пацаны пахали,

Но здесь была война,

Где тоже умирали.

2 вед: Трудовой фронт помогал ковать Великую Победу. И нам хотелось бы отметить заслуги и поздравить наших тружеников тыла и вдов Великой Отечественной войны. Это:

    Арефьева Пелагея Андреевна

    Бархокова Ульяна Васильевна

    Бурзаева Устинья Бузаевна

    Барданова Пелагея Петровна

    Барданова Александра Бутухановна

    Бортосова Ольга Бузаевна

    Белозерцева Аграфена Михайловна

    Бортосова Ульяна Ивановна

    Бахаева Татьяна Трофимовна

    Бахаев Пётр Алексеевич

    Григорьева Мария Егоровна

    Галкин Алексей Иванович

    Михайлова Вера Иосифовна

    Манжеев Николай Прокопьевич

    Петчеев Егор Алексеевич

    Путилова Тамара Ивановна

    Стрекаловская Раиса Петровна

    Бортосова Дора Алексеевна

    Имидеева Федора Прокопьевна.

1 вед: Примите от нас музыкальный номер в честь праздника Дня Байкала.

Третья часть

«Хорошие люди живут на Байкале».

(Звучит мелодия «Деревня моя»).

1 вед: Хорошие люди живут на Байкале.

Своими делами его украшают,

Пройдусь по селу, что не дом, то игрушка.

2 вед: Хозяин с хозяйкой стараются

На конкурс они собираются.

Слово для подведения итогов по конкурсам «Лучшая усадьба», «Лучший палисад» предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне (1. Грамоты за Лучшую усадьбу; 2. Грамоты за лучший палисад; 3. Благодарности спонсорам; 4. Благодарности за участие в выставках букетов, поделок, газет и фотографий).

Блок художественной самодеятельности.

Музыкальные номера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть.

«Спортивная».

1 вед: Славится земля Байкальская своими богатырями!

Приглашаем богатырей силой помериться.

2 вед: Объявляется конкурс «Байкальский богатырь». Какой же праздник без национальной борьбы (Объявляется место проведения, представляют судью, участников. Затем проводятся соревнования по поднятию гири, перетягиванию каната, армрестлинг (мужской и женский), волейбол).

Жюри подводит итоги, награждают участников.

Пятая часть.

«Флеш – моб «Ёхор».

Внеклассное мероприятие по экологии, 6-7 класс

Акопян Марина Александровна, учитель биологии
Мероприятие предназначено для учителей биологии,географии, классных руководителей и воспитателей коррекционных школ VIII вида. Возраст участников 13-14 лет. Данная разработка мероприятия может быть использована во внеклассной работе по биологии, географии или на расширенном заседании кружка по биологии или географии.
Тема: «Озеро Байкал»
Цели: ознакомление с природой Байкала, экологическими проблемами и пути решения.
Задачи:
- познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность, познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические знания о Байкале;
- развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.
Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (слайд №1,2,3).
Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте. Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (слайд №4).
Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Байкал – одно из древнейших озер планеты.
А вот еще некоторые данные об этом озере:(слайд №5)
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана.
По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира.
Длина береговой линии 2100 км.
Глубина Байкала -1631 м. По глубине Байкал занимает первое место
среди озер земного шара.(слайд №6).
Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м
Но такая глубина не везде. Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище
пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (слайд№7).
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Самая крупная река Селенга (слайд №8,9).
Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (слайд №10).
Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь Бэй-Хай (кит.) – северное море Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.
Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,
а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (слайд №11). Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.
Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Легенда Байкала. (слайд №12).
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому.
В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом. Красив Байкал в любое время года! (слайд №13,14,15,16).
Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов.
Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (слайд №17).
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (слайд №18)
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (слайд №19).
Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.
Погрузимся в подводное царство озера.
Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.(слайд №20).
Глубина 100 м (слайд № 21,22)На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.
Глубина – 150 м (слайд №23)
На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.
Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Глубина 200 м (слайд №24) Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более,
достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.
Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.
Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Глубина 380 м (слайд №25,26) Вот она! Это же и есть голомянка.
Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности.
В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты.
К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.
Глубина 500 м (слайд №27) За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.
Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.
Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (слайд №28).
Он заслуженно пользуется мировой славой.
Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (слайд №29).
Мы прощаемся с островом Ольхон.
Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро».
И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных,
1085 растительных организмов (слайд №30,31).
По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных.
Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны.
Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.
Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири. Немного о прибрежной природе.
Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь(слайд №32).
На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей.
Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (слайд №33)
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно
повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников.
Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят. В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей.
Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых,без которых берега Байкала трудно себе представить (слайд №34,35,36,37,38).
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская,
имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39).
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.
Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (слайд №40).
С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших. Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят(слайд №41).
Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите(слайд №42,43,44,45).
Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров.
Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды (слайд № 46,47,48). А теперь о печальном. Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы.
В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (слайд №49). Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК.
В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера.
Отмечается усыхание тайги (слайд №50).
В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (слайд №51).
10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.(слайд №52,53). Восточный нефтепровод.(слайд №54).
Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера.
В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала. В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике.
Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (слайд №55). Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором.
Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (слайд №56,57,58).
Байкал привлекает туристов со всей планеты (слайд №59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.
Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
И людям беречь его надо!
Давно его взяли в осаду.


Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения.
По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (слайд №60).
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Уже его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Мы, Нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (слайд №61).
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

«Чудеса Байкала»

Заочное путешествие по Байкалу

1 сл. Здравствуйте, ребята! Наше занятие мы сегодня начнём с загадки:

2 сл. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как его мы назовём?

3 сл. Конечно, Байкал. Это самое глубокое, самое чистое, самое древнее, таинственное, загадочное, красивое озеро на всей планете. Находится озеро в 60-ти км от г. Иркутска.

А вы хоть раз были на Байкале? Поделитесь своими впечатлениями.

4 сл. Давайте вспомним (Просмотр видео)

Все говорят, что наше озеро самое чудесное на свете. А какие чудеса таит в себе Байкал? Об этих чудесах нам поможет узнать книга «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»

Итак, открываем книгу…И перед нами – загадка:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло? (с. 13)

5 сл. Первое чудо - возраст Байкала (с.12-13)

Как вы думаете, сколько лет Байкалу? Вспомним, как называют Байкал в легендах, песнях? (батюшка, старец). И действительно, это одно из древнейших озёр планеты.

Около 20-25 млн. лет назад произошло сильное землетрясение, разломившее землю. Все вокруг дрожало и грохотало, рушилось, раздвигалось, проваливалось или выдавливалось наверх. В результате образовалась расселина, а ливни и реки быстро заполнили её водой. Из многочисленных потоков скатились в эту пучину и жившие в них животные – перворыбы, живая мелюзга…

Несмотря на такой значительный возраст (25 млн. лет) Байкал молод.

Как думаете, почему?

Байкал молод, т.к. он растёт, его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Именно поэтому там часты землетрясения – свидетельство того, что земная кора движется. Учёные каждый год отмечают до 2000 землетрясений.

6 сл. Ещё одно чудо - размеры Байкала:

7 сл. Средняя глубина ~ 730 м.

Глубочайшая впадина~1637 м.

Ширина- от 21 до 80 км

Длина- 636 км

На площади Байкала разместилась бы целая страна Бельгия или африканская страна Лесото.

8 сл. Третье чудо - прозрачность и чистота воды.

Плывя на лодке можно разглядеть камушек на глубине 30-40 метров.

Как же специалисты определяют прозрачность воды? Не знаете? Нам подскажет чудо-книга (с. 17- при помощи белого диска)

Скажите, а для чего нам нужна вода, чистая вода?

Послушайте сказку Сибирячка про то, как баторы- горы хотели выпить чашу Байкала.

(с. 18)

9 сл . -А теперь предлагаю вам разгадать ещё одну загадку:

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает.

В село мчится,

В окно стучится,

Ворота отворяет,

Никто его не поймает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (ветер)

10 сл.

На Байкале бывает ветер?

Как думаете, сколько видов ветра есть на всем известном озере?

Их множество- и это тоже чудо !

Оказывается, что Байкальские ветры на столько знамениты, что каждый из них имеет своё имя. (с.28-29)

Баргузин-воспет в легендах и песнях, имеет крутой характер;

Ангара-несёт холод,осадки;

Верховик- мощный,долгий,сухой ветер

Горная- срывается с гор, порывистый

Сарма- самый сильный и страшный ветер Байкала

Шелонник-тёплый;

Бризы-береговые ветры;

Фролиха-северный ветер.

Бывают на Байкале и штормовые ветры.

11 сл. А не чудо ли то, что в Байкал впадает такое количество рек, что все и не запомнить их 336.

Самый большой приток- Селенга. Кичера, Баргузин, Снежная, Тыя, Анга…

А вот вытекает только одна!

Какая?

12 сл. Конечно, Ангара. Вытекая из Байкала, она сохраняет чистоту и прозрачность воды. Наверно, многие из вас знают легенду про Ангару. Давайте её вспомним.

Мы всё говорим и говорим о Байкале, а как вы думаете, что обозначает это название?

«Байкал»- богатое озеро (бурят.)

А чем оно богато?

13 сл. Конечно же, своими обитателями. Необычайно разнообразен его животный и растительный мир.

14 сл. В нём водится 1550 видов животных, 1085 видов растительных организмов и водорослей. Из много эндемиков. Это 6 чудо .

Вы знаете, что обозначает это слово?(это виды, характерные только для этого озера)

Самые древние обитатели - губки, много моллюсков, червей, бычков, рачков.

Рыб в озере- 52 вида.

Голомянка- загадка Байкала (с. 68-69)- полупрозрачна, на 40 % состоит из жира, тает на солнце, при температуре +12º - гибнет, их называют- невидимки.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жителей Байкала. (15-18 сл.)

2)Среди байкальских рыб

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

Он в списки редких рыб внесён,

От истребления спасён…

(осётр)

1)Отложил икру в песок

Речки горной уголок

Красный хвост дугой согнул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя…

Ходит в озере, гуляет по заливам,

Серебристый,

С нежно-розовым отливом.

Эпишуре, голомянке, бокоплаву

Благодарен за питание и славу.

Строганина-хороша!

Расколотка-хороша!

Наслаждается душа!

(омуль)

(Таймень)

3.Что за рыба невеличка,

Меньше вашей рукавички,

Бледно-розова, нежна-

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Это рыбка- ….

(голомянка)

Каких байкальских рыб вы ещё знаете? (сиг, щука, сом, хариус)

Щука (с.76)

19 сл. А вот ещё одно чудо из чудес: Млекопитающее, тюлень, байкальская нерпа (с.82-85)

Викторина-нерпята (20-31 сл.)

Да, ребята, уникален наш Байкал, неповторим и богат, но всё чаще люди стали нарушать законы природы и наносить вред животному и растительному миру священного озера.

Что нужно сделать, чтобы защитить природу Байкала?

32 сл. (Создаются заповедники, заказники, национальные парки, где не рубят лес, не загрязняют воду и воздух, не охотятся, не жгут траву. Там изучают цветы, насекомых, птиц, зверей)

Заповедники:

33 сл. Баргузинский заповедник(соболь,олень,кабарга)

34 сл .Байкальский заповедник (таёжный олень)

35 сл. Байкало-Ленский(берег бурых медведей)

36 сл.3 заказника:

Исток Ангары

Кабанский

Фролихинский

37 сл. Национальные парки:

Забайкальский (охрана нерпы)

Прибайкальский (изюбр)

Мы должны понимать, что Байкал у нас один. Ему нет цены. И в наших силах сберечь это чудо из чудес, чтобы и через много-много лет наши дети могли любоваться этой красотой.

Дома нарисуйте плакаты или сделайте эмблемы, значки, мини-книжки в защиту Байкала для выставки в библиотеке.

38 сл.Песня о защите природы (С.Фокина. «Сохраним природу»)

39 сл. Берегите природу!

40. сл.Список литературы :

1.Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ сост. С.Н. Асламова, худ. оформление А.М. Муравьёв. Иркутск: редакция ж. «Сибирячок», 2002.-96с.

2.ж. «Сибирячок», 2005, № 1, с.20

41 сл. Авдохина Инна Сергеевна, библиотекарь МБОУ «СОШ № 12»,

г. Усолье-Сибирское

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.