Как перехватывают самолеты. Авиация россии

О том, что означает «перехват» самолёта в воздухе и с какой целью он проводится, АиФ.ru рассказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов:

— Каждое государство имеет на своей территории специальные аэродромы, на которых круглосуточно дежурят истребители-перехватчики. Как правило, экипаж находится прямо в кабине, чтобы моментально завести двигатель и взлететь в небо. Боевая готовность — пять минут.

Обнаружив и опознав цель, истребитель сближается с ней. Перехватчик подлетает к нарушителю с правой стороны и обращает на себя внимание покачиванием крыльев (также этот манёвр трактуется лётчиками как приветствие). По всем каналам связи с ним ведутся переговоры, дабы выяснить причину его появления в чужом воздушном пространстве или на границе с ним. Это может быть преднамеренное действие (сбор разведданных, провокация), или борт мог просто сбиться с курса, потеряв пространственное положение.

В любом случае задача ВВС в том, чтобы остановить нарушителя. Есть такой международный лётный язык: если истребитель-перехватчик резко пересекает курс другому самолёту и уходит, допустим, влево, это означает, что его пилоты должны следовать за ним.

То есть практически есть возможность заставить самолёт сесть на нужный аэродром, чтобы выяснить, есть ли у воздушного судна разрешение на полёт в данном месте. Также истребитель может «вынырнуть» снизу вверх, показывая, что дорога дальше запрещена. Подобных сигналов много, порядка 25, и все они известны каждому лётчику.

В этом и заключается суть «перехвата» самолёта в воздухе. Ни о каком уничтожении «противника» в воздухе речь не идёт. Истребитель-перехватчик просто вынуждает борт-нарушитель скорректировать курс (покинуть охраняемое воздушное пространство при сопровождении) или сесть на землю для дальнейшего выяснения обстоятельств инцидента при нарушении воздушных границ.

— Что происходит, если нарушитель не реагирует?

— В случае если обнаруженный самолёт продолжает лететь в опасную или запретную зону, игнорируя требования ВВС, то военные могут открыть предупредительный огонь трассирующими снарядами перед кабиной пилота. Если и здесь не будет никакой реакции, то они могут стрелять на поражение.

Как правило, если нарушителем является гражданский борт, то для его «перехвата» достаточно одного истребителя, если же речь идёт о военных самолётах, то в небо поднимается несколько военных истребителей-перехватчиков.

Сегодня много военных самолётов и самолётов-разведчиков летает в нейтральных зонах и над территорией водных пространств. К сожалению, всё это часть огромной стратегической (вернее, политической) игры. К сожалению, даже были случаи, когда непрошенные гости мешали полёту гражданских судов, и тем приходилось экстренно менять свой курс, что приводило к травмированию пассажиров.

Российский истребитель Су-30 был поднят в воздух для перехвата самолета-разведчика США, который был замечен над нейтральными водами Черного моря 25 ноября около 13.00 мск, сообщили в пресс-службе Южного военного округа (ЮВО), передает .

«Сблизившись, российский истребитель облетел воздушный объект и визуально идентифицировал его как американский самолет-разведчик Р8А Poseidon. После своего обнаружения российским истребителем американский самолет-разведчик Р8А Poseidon изменил свою траекторию на удаление от воздушного пространства России», — сообщили в ЮВО. После выполнения задачи российский истребитель благополучно вернулся на аэродром базирования.

Таким образом, российская сторона подтвердила обнародованную ранее Пентагоном информацию о перехвате самолета ВМФ США во время его полета над Черным морем.

США при этом обвинили Россию в выполнении «небезопасного» перехвата.

«Американский самолет находился в международном воздушном пространстве и ничего не сделал для того, чтобы спровоцировать такое поведение со стороны России», — сообщила представитель пресс-службы Мишель Балданза.

По ее словам, действия российского истребителя расцениваются как небезопасные, потому что самолет пересек курс американского воздушного судна справа налево, что привело к «сильной турбулентности». «Небезопасные действия могли причинить серьезный вред всем задействованным воздушным экипажам и привести к травмам», — заявила она. Балданза также добавила, что перехват продолжался около 24 минут.

Беспокойство России относительно американского самолета над Черным морем неудивительно. В октябре Минобороны сообщало, что за неделю было зафиксировано 18 летательных аппаратов, ведущих разведку вдоль российских границ.

12 летательных аппаратов были зафиксированы на Западном стратегическом направлении и еще по три — на Арктическом и Юго-Западном. Кроме того, вдоль морских границ России разведку вели три корабля. Самолеты дежурных сил противовоздушной обороны (ПВО) России в последнюю неделю октября восемь раз вылетали на перехват проводивших разведку иностранных летательных аппаратов.

При этом иностранные самолеты совершают подобные разведывательные действия завидной регулярностью — статистика за начало октября была практически такой же. Разведку вблизи границ России вели 10 иностранных кораблей и 17 летательных аппаратов. С период со 2 по 8 октября дежурные силы ПВО выполнили десять вылетов на перехват воздушных целей. Один из случаев той недели — полет стратегического разведывательного самолета ВВС Великобритании RC-135W возле границ Калининградской области.

По данным западных сайтов, отслеживающих военную авиацию, самолет с бортовым номером ZZ664 вылетел с авиабазы Уоддингтон и, находясь на высоте 9,5 тыс. м, проводил разведку возле побережья. Маршрут самолета пролегал над Северным морем, Данией и южной Балтикой. 3 октября он же находился в воздушном пространстве Эстонии и осуществлял длительную разведку возле границ Ленинградской и Псковской областей.

Российская авиация регулярно проводит учения с целью подготовки к ситуациям, где необходимо провести перехват.

В конце сентября на Дальнем Востоке начались масштабные летно-тактические учения, в которых была задействована штурмовая, истребительная и бомбардировочная авиация Восточного военного округа (ВВО).

«Задействовано 100 процентов боевого авиапарка округа в Приморье и Хабаровском крае», — сообщали об учениях в пресс-службе ВВО. В ходе следования бомбардировщиков Су-24М2 в район бомбометания на практическом этапе учений пилоты Су-35 и Су-30 выполнили их прикрытие.

Кроме того, летчики истребителей Су-35, Су-30СМ, авиачасти ВВО из Хабаровского края отработали элементы воздушного боя на различных высотах, выполняли поиск, сопровождение и перехват самолетов условного противника, роль которых выполняли истребители из Приморья. В рамках завершающего этапа учений пилоты Су-35, Су-25 и экипажи новых бомбардировщиков Су-34 отбомбились по наземным групповым целям, которые были расположены на спецполигонах в Приморье и Хабаровском крае.

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация "западных партнеров" ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин "подрезал" американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс "Посейдона". При этом Р-8А основательно "взболтало" реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо "мирный" борт предпочел не связываться с "забиякой" и убрался восвояси.

Как неоднократно утверждали военные специалисты и гражданские аналитики, главная цель разведвылетов авиации НАТО вблизи российских границ — проверка сил ПВО на прочность. Насколько быстро они реагируют, где располагаются, какими комплексами представлены. ВКС реагируют на каждый подобный "визит" максимально оперативно. Во-первых, другим странам совсем необязательно владеть такой важной информацией. Во-вторых, дать отпор военному самолету, демонстративно идущему к границе суверенного государства, — дело престижа и принципа. В-третьих, неизвестно, какой приказ получил пилот потенциального нарушителя. А значит, его перехват — вопрос национальной безопасности. Как правило, каждая воздушная операция проводится по четкому сценарию.

"Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями". С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!" С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями".

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави". Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.

"В большинстве случаев у наших летчиков нет связи с натовскими самолетами, — подчеркнул Попов. — Мы не можем разговаривать с пилотом-нарушителем, потому что обычно не знаем его радиочастоты. Но если знаем, то, конечно, непрерывно "бомбардируем" эфир сообщениями о недопустимости его поведения и настоятельно рекомендуем ему сменить курс. В Сирии, кстати, российская и американская авиация худо-бедно координируют свои действия и имеют общий канал связи. Это позволяет избежать потенциальных воздушных происшествий. Но такое сотрудничество сегодня — большая редкость".

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

"Мы не знаем заранее, кто, что и зачем "вынюхивает" у наших границ, — считает генерал-майор. — Может, борт мимо летит, может, у него поломка. А возможно, он специально вынуждает нас реагировать, чтобы потом западные политики в очередной раз заявили, что "русский медведь" не умеет вести себя в воздухе. Кстати, если взять на веру американскую версию субботних событий, то "грубил" как раз их "Посейдон". Если наш Су-30 действительно "подрезал" Р-8А и потрепал его своими реактивными струями, значит, все предыдущие "джентльменские" сигналы "противолодочник" нагло проигнорировал. И пилоту истребителя пришлось обратить на себя внимание "Посейдона" более агрессивным способом. Могу допустить, что американский борт шел с небольшим углом в сторону нашей границы, поэтому российский летчик мог решиться на подобный маневр".

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз. Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на российский аэродром. Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой. Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание: "Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!" По словам Владимира Попова, подобные ситуации в 50-х годах прошлого века на границах СССР возникали регулярно.

"Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо "сажаем" его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси".

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Летчик, к счастью, остался жив. Громкого международного скандала удалось избежать — специалистам было очевидно, что самолет пересек границу непреднамеренно. Однако этот инцидент спровоцировал в Литве скандал, когда выяснилось, что "вторжение" российской "сушки" осталось незамеченным для национальной ПВО.

Последний аргумент

Тем не менее нельзя забывать, что приграничные инциденты в воздухе могут закончиться гораздо более трагично.

"Открывать огонь на поражение пилот истребителя имеет только в том случае, если иностранный самолет нарушил воздушное пространство, никак не отреагировал на предыдущие сигналы и отказывается следовать за конвоем, — поясняет Владимир Попов. — Летчик запрашивает "землю" и, если получает соответствующий приказ, сбивает цель. Самый яркий пример: 28 ноября 1973 года разведчик ВВС Ирана RF-4C, пилотируемый иранским и американским летчиками, из Турции вторгся в воздушное пространство СССР через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ под управлением капитана Геннадия Елисеева. У него было две ракеты. Одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение. Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой. Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель. И Елисеев решился на последний аргумент. Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков. Этот случай — первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете. Западным пилотам, рыскающим вдоль российских границ сегодня, следовало бы почаще о нем вспоминать".

Все это напоминают корейскую историю, когда СССР и США вступали в прямые конфликты

Представители Пентагона заявили, что их самолеты совершили перехват российских Су-25. Произошло это в небе над территорией, которую контролируют курдские союзники США. По словам американцев, истребители F-22 были вынуждены совершить несколько опасных маневров для того, чтоб развернуть самолеты-нарушители. Более того, якобы были даже использованы инфракрасные ловушки и дипольные отражатели. Из этого следует, что американцы всерьез полагали, что прилетевшие российские штурмовики собирались совершить бомбардировки в районах контроля Сирийских демократических сил, потому как подобные средства используются преимущественно с целью вывести из строя системы самонаведения. Этих мер оказалось достаточно, чтобы Су-25 вернулись в контролируемый Дамаском и Россией участок воздушного пространства.

Спустя некоторое время российское Министерство обороны выступило с опровержением. Инцидент был объяснен совершенно иначе. Су-25 ВКС РФ сопровождали гуманитарную колонну, двигавшуюся близ сирийского города Меядин, который находится под контролем Дамаска и располагается на западном побережье Евфрата. В какой-то момент к одному из самолетов приблизился F-22, он действительно зачем-то начал использовать инфракрасные ловушки, чем затруднял работу российским пилотам. Для предотвращения помех с высоты в десять километров к американскому самолету спустился Су-35, который за пару минут заставил F-22 улететь обратно.

После перемещения боевых действий в провинцию Дэйр-эз-Зор такие случаи происходят часто. Российские самолеты и вертолеты вторгаются в пространство за восточным берегом Евфрата и даже Ирака. Это нарушение договора о разделении зон проведения операций. Россия договорилась об этом с Коалицией, чтобы исключить такие ситуации, но она часто нарушает договоренность. Чаще всего это происходит из-за действий армии режима - авиация и даже наземные войска вторгаются в запрещенные для них районы. Это не похоже на борьбу с Исламским государством, а значит, является провокацией. Это вредит безопасности в Сирии, Ираке.

По мнению австралийца, Россия сделала это с целью продемонстрировать превосходство своих самолетов старого поколения над американскими современными комплексами. Но с задачей не удалось справиться. Также возможна ситуация, которая, как полагают США, ранее уже имела место быть. Якобы самолеты РФ несколько раз были уличены в бомбардировке контролируемых курдами городов и сел. По этой причине потребовался перехват цели.

* Движение «Исламское государство"(ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

В США, похоже, полку "сбитых летчиков" прибыло. Экипаж самолета-разведчика RC-135U вернулся, правда, с задания живым и невредимым. Но, во-первых, все равно - сбитым с курса. Во-вторых, напуганным до смерти. Он же раньше русские истребители так близко, наверное, только на тренажерах видел. А тут, можно сказать, почти крылом в крыло и нос к носу. По крайней мере, Пентагон сейчас, спустя неделю после происшествия в небе над Балтикой, так говорит. А действия российского Су-27, подлетевшего к американцу метров на шесть, называет "опасными и непрофессиональными". Ну, это он от расстройства. В стиле нашего товарища Саахова из "Кавказской пленницы". "Слушай, обидно, клянусь, ничего ни сделал, да, только вошел". Даже и не вошел, целомудренно уточняют в Вашингтоне. И с оскорбленной невинностью заявляют, что это был обычный полет.

"Обычный полет", по их классификации - это воздушная разведка за тысячи километров от собственных границ без опознавательных знаков. А необычное для них, а потому опасное - это адекватный и закономерный прием. Су-27 шпиона принял, облетел, идентифицировал и обратил в бегство. Не исключено, что те того и хотели - проверить скорость российской реакции. Но сами не ожидали, насколько она может быть молниеносной и решительной. Штатовский борт формально находился в нейтральном пространстве. Но, во-первых, стремительно приближался к нашим рубежам. Во-вторых, летел инкогнито, что уже, как минимум, недобропорядочно. В-третьих, даже то положение, в котором его застал наш истребитель, вполне позволяло ему следить за военной деятельностью на западе страны и в Калининграде.

И не то, чтобы мы совсем уж ее стеснялись. В рамках международного договора "Открытое небо" американцы, в числе прочих натовцев, могут мониторить Россию на законных основаниях. Но им же кажется, что через замочную скважину видно лучше. Пилот RC, в итоге, увидел всю свою жизнь. Теперь ему будет, что рассказать коллегам. И, вероятно, психологам. Хотя, скажем, команде эсминца "Дональд Кук" они так и не помогли. Ровно год назад, застав американский корабль в Черном море, российский бомбардировщик всего лишь махнул им крылом. Пусть не один раз и так, что за него при желании можно было подержаться. Однако без контакта. Но три десятка моряков сразу "выбросились" на берег с прошениями об отставке. Вашингтон тогда тоже назвал наши действия "непрофессиональными".

Хотя что может быть в военном деле более профессиональным, чем обращение вероятного противника в бегство без применения силы? И тогда, и сейчас, это как раз была ювелирная работа, филигранная техника и тот самый высший пилотаж. Это же надо уметь: не прикасаясь, задеть за живое. Пентагон теперь грозит России ухудшением отношений, словно можно ухудшить то, чего нет. И обещает последствия, будто это не его пилот их испугался.

Продолжит тему главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко .

Попробуйте предположить, о чем они думают, когда планируют программу такого полета? Может быть, они и хотели, чтобы он прервался именно так?

- Я думаю, что американцы не ожидали, что российские ПВО обнаружат и выполнят перехват самолета-разведчика. В определенной степени, для американских летчиков это был шок, потому что они привыкли летать, где хотят, когда хотят и всем остальным демонстрировать свое превосходство. Однако российская ПВО показала, что она недаром ест свой хлеб. Поэтому американцы после того, как наш Су-27 сделал несколько облетов вокруг их самолета-разведчика, очевидно, растерялись. Может быть, испугались и решили убраться восвояси. Наша армия выполнила свой долг, и можно только поздравить российские ВВС, что у нас есть такие пилоты .

Пентагон после этого инцидента грозит обострением напряженности и некими последствиями. Это значит — стоит ждать новых провокаций. Какими они могут быть?

- Они могут пугать чем угодно. Пусть пугают какие-нибудь банановые республики, а не Российскую Федерацию. Могу абсолютно четко сказать: если американские самолеты-разведчики продолжат полеты вблизи наших границ, они будут по-прежнему перехватываться. А в случае нарушения российского воздушного пространства у нас будут все возможности, чтобы принудить таких нарушителей к посадке .

По большому счету, Пентагон совершенно напрасно боится, что российские летчики могут не рассчитать габариты. Видели бы они, что наши асы вытворяют в небе 9 Мая, возможно, были бы более спокойны за жизнь своих, как оказывается, слишком чувствительных вояк. Хотя вывод из этой разведки сбоем Вашингтон делает правильный. Безопасно - это когда на почтительном расстоянии. Так разве не об этом мы им твердим все время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.