Что дают в самолете. Питание в самолёте эконом-класса: кормят ли

Практически любого человека, летавшего на авиалайнере, живо интересовало, каким образом, в воздухе умудряются подавать горячее, как в ресторане, и все ли пассажиры могут на это рассчитывать. К примеру, интересно насколько отличается еда в самолёте эконом-класса от того, что подают на более дорогих местах в салоне.

Меню подаваемых на борту блюд зависит от нескольких факторов:

  • бюджетных возможностей авиакомпании;
  • класса обслуживания;
  • продолжительности самого перелёта;
  • соблюдения норм правильного питания.

Кроме того, учитываются традиции, религиозные предпочтения и возраст пассажиров. Если людям приходится лететь с маленькими детьми, они могут за сутки двое сделать предварительный заказ на детскую кухню, делящуюся на две категории (для детей до 2-х лет и детей старшего возраста). Малышам, скорее всего, приготовят яства, исключающие острые специи:

  • блюда из диетического мяса;
  • овощные и фруктовые пюре;
  • продукты молочной кухни.

Солидная часть крупных авиакомпаний взяла себе за правило включать в стоимость билета горячие обеды и напитки, подаваемые в полёте. Отсюда возникает определённая разница в обслуживании и предлагаемом меню между пассажирами одного рейса. На линиях малобюджетных компаний зачастую предлагают своим клиентам платный обед и менее насыщенный рацион. Аналогичная ситуация и на чартерных перелётах. Поэтому на широкий выбор блюд на таких маршрутах, рассчитывать не приходится.

Полноценный обед как для эконом-класса, так и для бизнес-класса

Что подают, в зависимости от продолжительности полёта

Авиакомпании, совершающие регулярные авиаперелёты, очень внимательно относятся к гастрономическому вопросу. Если возникает вопрос, кормят ли в самолётах эконом-класса и как часто, мы расскажем несколько подробнее позже. Ведь это зависит от количества проведённых часов пассажирами в воздухе. Для рейсов, не превышающих 3 часов пребывания в воздухе, всем находящимся на борту, будут предложены:

  • холодные закуски;
  • бутерброды;
  • сендвичи;
  • сладкая выпечка и пирожные.

Прекрасный бодрящий завтрак для пассажиров, соблюдающих диету

Если придётся лететь от 3 до 6 часов, тогда клиентам предложат горячие обеды, включающее в себя более разнообразное меню, состоящее уже из нескольких горячих блюд, куда обязательно входят:

  • мясо;
  • рыба;
  • морепродукты;
  • несколько видов гарниров;
  • овощные салаты;
  • сладкие десерты.
  • шоколад

Когда же продолжительность рейса превысит 6 часов, всех пассажиров будут чествовать два раза горячими блюдами, и в промежутке, устраивается перекус.

Большие авиакомпании предлагают своим пассажирам полноценный обед

Кто готовит для пассажиров

Многие люди, интересовались вопросом, кто готовит горячие кулинарные изыски для пассажиров. Это целиком зависит от пассажирооборота самой компании. К примеру, российский «Аэрофлот» каждый день самостоятельно готовит все блюда, разработанные известным шеф-поваром (а это 90 тысяч порций).

В «ЮТиЭйр» тоже сами предпочитают угощать своих клиентов яствами собственного приготовления. Так что питание в самолёте эконом-класса отечественных компаний находится на достойном уровне, которому могут позавидовать и некоторые иностранные перевозчики.

Вся еда готовится на земле, а уже потом, в готовом замороженном состоянии прибывает на борт самолёта, где её только разогревают. Каждые полгода меню подлежит коренным изменениям. Даже для самых привередливых клиентов имеется наготове блюдо, которое его вполне удовлетворит своими вкусовыми качествами. За дополнительную плату на целом ряде регулярных авиалиний можно полакомиться изысканными кулинарными творениями, достойными хорошего ресторана. Истинные гурманы смогут отведать блюда:

  • постные;
  • исключительно вегетарианские;
  • индуистские мясные;
  • мусульманские;
  • для диабетиков;
  • детские и т.д.

На некоторых авиалиниях своих клиентов предпочитают побаловать кулинарными творениями, приготовленными непосредственно в воздухе, но таких совсем немного.

Полноценная кухня на борту самолёта – большая редкость

Как обстоят дела с напитками в полёте

Одним из немаловажных аспектов в воздухе является вопрос напитков, и здесь у каждой компании своя политика. Для многих регулярных рейсов характерно, что практически все напитки подаются бесплатно, вместе с обедами. В основном это относится и к тому, как налажено питание на борту самолета определённой компании. У большинства крупных авиаперевозчиков привычно, что подаваемые напитки, входят в стоимость билета:

  • шампанское;
  • вино;
  • кофе или чай;
  • соки;
  • холодные лимонады.

Даже малобюджетные пассажиры некоторых авиаперевозчиков могут рассчитывать, что им подадут к обеду небольшую бутылочку вина или баночку пива. Практически нет разницы в том, каким рейсом приходится лететь, поскольку качество подаваемого на борту кофе мало отличается от бюджета перевозчика, если не говорить о редких исключениях.

Совсем по-иному обстоят с этим дела в более дорогих классах, однако, и там не приходится особенно привередничать. Кроме того, желающие добавить себе дозу алкоголя могут заказать в баре самолёта любой напиток или коктейль на свой вкус.

Вы можете заказать все, чего душа желает, причём платить за стандартные напитки не доводится – если вы пассажир бизнес-класса

Как обслуживают бюджетных пассажиров

Теперь остаётся ещё один немаловажный вопрос: чем будут потчевать пассажиров, купивших недорогие билеты на разных маршрутах? Как правило, на чартерных рейсах за то, чтобы покормили придётся доплатить дополнительно, нередко такое случается и на регулярных направлениях малобюджетных авиаперевозчиков, хотя и не повсеместно.

Поэтому во избежание неприятных неожиданностей, перед тем как приобрести билет, стоит поинтересоваться, чем кормят в самолете эконом-класса, особенно если предстоит долгий перелёт. Для этого надо просто позвонить представителю компании и задать интересующие вопросы. В большинстве случаев этот сервис тоже находится на достойном уровне. Безусловно, предложенное меню будет не таким изысканным, однако, даже в этом случае зачастую есть неплохой выбор:

  • мясо с гарниром;
  • рыба с гарниром;
  • салаты из свежих и маринованных овощей;
  • напитки и конфеты, десерты.

Так что пассажиры, летающие регулярными рейсами крупных авиакомпаний, могут не переживать, что они останутся голодными, даже если, они летят на недорогих местах в салоне самолёта. А вот с мало бюджетными компаниями, следует быть предусмотрительнее, и держать при себе определённую сумму денег, если не удалось выяснить, придётся платить за обеды на борту или нет.

Легкий завтрак для пассажиров бизнес-класса

Что предлагают поесть на коротких рейсах

Приобретая билет на рейс, который будет продолжаться в среднем 1,5-2 часа, не стоит полагаться на то, что в полёте будут подавать горячие блюда. Потому что чаще всего на вопрос, кормят ли в самолете, если лететь 2 часа, вы получите отрицательный ответ. На таких коротких перелётах экипаж будет угощать своих гостей напитками, соками, пивом, спиртными напитками. И за всё это великолепие предложат закусить:

  • сдобной выпечкой;
  • джемом;
  • сливочным маслом.

Нередко в полёте подают йогурты, свежие фрукты и даже мюсли. Сейчас нетрудно выяснить степень обслуживания, предварительно позвонив в авиакомпанию, и тогда не будет никаких досадных неожиданностей.

Вконтакте

После вопросов безопасности, точности расписания и комфорта в полете на четвертое место пассажиры авиакомпаний ставят питание. Как меняется бортовое меню в кризис и как не покинуть самолет голодным, узнали у экспертов.

Двоякий свод правил

Для российских авиакомпании разработаны «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ обязует предоставлять пассажирам при полете свыше трех часов питание и прохладительные или горячие напитки. Но он же допускает не кормить пассажиров вовсе, если компания проинформирует об этом на этапе приобретения билетов.

Вероятность остаться голодным при перелете иностранным авиарейсом весьма высока.

Большинство американских и европейских перевозчиков не включают полноценное питание в цену билетов. Для внутренних перелетов «экономом» по США средней продолжительностью 5–6 часов считается нормой стакан воды/сока и небольшая упаковка чипсов или арахиса. Европейские перевозчики могут ограничиться лишь шоколадкой или пачкой чипсов. Но нарастающая конкуренция заставляет некоторые зарубежные компании пересматривать устоявшиеся принципы подхода к питанию пассажиров: перекусы заменяются полноценными горячими обедами.

К слову, как правило, не кормят пассажиров бесплатно, предоставляя возможность лететь недорого, но без дополнительных услуг.

Очередные коррективы в бортовое меню внес кризис. Российские пассажиры, привыкшие плотно питаться на внутренних авиарейсах, отмечают тенденцию снижения количества еды, особенно в экономическом классе популярных российских авиалиний.

Чем кормят российские авиаперевозчики

Меню «Аэрофлота» для экономического класса все больше включает сэндвичи. Сперва с коротких рейсов продолжительностью до двух часов убрали снэк-боксы с десертом, бутербродом и соком. Позже холодных обедов и ужинов лишились пассажиры, летящие до трех часов, взамен им предложили те самые снэк-боксы.

S7 Airlines сменили меню еще осенью 2014 года. Новое блюдо тортилья предлагают пассажирам рейсов продолжительностью до 2–2,5 часов. Раньше, в зависимости от направления, пассажирам либо не предлагали перекусить вовсе, либо предоставляли коробку еды.

Что касается Utair, некогда предлагавшей пассажирам экономического класса даже при коротких перелетах полноценный горячий обед с мясной нарезкой, салатом и десертом - это осталось в прошлом. При перелете до трех часов остается довольствоваться стаканом воды, свыше этого времени - сэндвичем и горячим напитком. Пресс-служба UTair подчеркивает, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок отметил две тенденции: упрощение питания на коротких рейсах и планомерное введение платного. «Если раньше самолет был в воздухе 2–3 часа, и можно было рассчитывать на поднос с холодными закусками, десертом и напитками, то теперь только сэндвич и вода (примеры - Аэрофлот и S7 Airlines). А на длительных рейсах более восьми часов второй рацион питания - чаще всего завтрак - стал менее разнообразным. Авиакомпания „Россия“ продолжает кормить своих пассажиров бесплатно, но при этом предлагает приобрести на борту за дополнительные деньги шоколадки, снэки и напитки».

Эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас, которому приходится совершать до 100 полетов в год, обращает внимание, что выбирать следует ту авиакомпанию, где не экономят на еде. «Я перестал летать с задолго до того, как о кризисе в компании написали газеты. Обнаружил, что знакомые стюардессы из этой авиакомпании предпочитают брать с собой бутерброды, а не питаться тем, что подают пассажирам».

Как не остаться голодным?

На набор блюд на борту влияют сезон, бюджет авиакомпании, класс обслуживания, национальные особенности и длительность перелета.

Поскольку полноценное питание изначально включено в стоимость билетов пассажиров, предпочитающих первый и бизнес-класс, экономить на них авиаперевозчики станут в последнюю очередь. Кроме того, потеря клиента бизнес-уровня может обойтись дороже пассажира из «эконома». Летать первым классом - верный способ полноценно питаться на борту.

Что касается сезонности, стоит знать, что «зимнее» питание более калорийное, чем летнее. Весна же в некотором смысле, сезон рыбы.

Есть и известная уже многим «хитрость» - заказ спецпитания за 24–36 часов до вылета на сайте или по телефону авиакомпании.

К слову, не у всех авиаперевозчиков оно бесплатное. И в большинстве случаев доступно лишь при длительных перелетах от трех часов. Зато многие пассажиры отмечают куда большее разнообразие и объем спецблюд в сравнении с обычной порцией. Кстати, детское меню по предзаказу доступно на каждом рейсе всех авиакомпаний.

«Я обычно заказываю кошерное питание, поскольку это не только самая большая порция среди всех вариантов спецпитания, но еще и самая качественная, на мой взгляд, по составу», - делится опытом Александр Левитас.

Книга вместо обеда

К питанию на борту при коротких перелетах полезно отнестись как к способу отвлечься от полета, нежели жизненной необходимости.

«Замечала, что есть в самолете хочется от скуки. Поэтому интересная книга или фильм в полете скрашивают неудобства. И мой личный рецепт - заняться в полете работой. Кода я „по уши“ включаюсь в любимое дело, забываю о еде напрочь», - соглашается трансформационный тренер, коуч, целитель Ева Ефремова.

При условии, что скромный «перекус» предоставляется за отдельную плату, лучше иногда организовать его себе самостоятельно.

Юлия Курец, PR-менеджер Kupibilet.ru, отмечает, что главное - знать, какие продукты и в каком количестве можно принести на борт. Все они должны быть упакованы в герметичные пакеты или контейнеры. Это требование службы безопасности. «В качестве перекуса лучше выбрать продукты, насыщенные белком: говядина, мясо птицы, твердый сыр, орехи. Избегайте скоропортящихся продуктов, ингредиентов с резким запахом (лук, чеснок, рыба) или повышающих газообразование (бобы, яйца, капуста). Идеальным вариантом будут орешки, салат или сэндвич, упакованные в герметичный контейнер. Не берите в самолет жидкие продукты - джемы и варенье, мед, йогурты, творог, желе, суп, паштет, арахисовую пасту и т. д. Если летите с ребенком до двух лет, можете взять для него детское питание - пюре или паштет - в объеме более 100 мл, но при условии, что эта порция рассчитана только на время перелета - не больше».

«В ручной клади у меня обычно лежит пакетик смеси орехов и сухофруктов. Легкая по весу, питательная и при этом не вредит здоровью, в отличие от шоколадок или снэков», - соглашается Александр Левитас.

Если вам предстоит перелет с лоукостером, и вы предполагаете, что к моменту посадки на рейс проголодаетесь, лучше заказать еду заранее через сайт. Это выйдет примерно вдвое дешевле, чем покупка непосредственно в самолете.

На углеводах

Многим известна история, как авиакомпании American Airlines удалось сэкономить $40 000 за год на одной оливке, «исчезнувшей» из каждого салата у пассажиров первого класса.

Российские авиаперевозчики уверяют, что изменения в меню не позволяют существенно экономить. При этом сокращается питание с завидной регулярностью.

Вероятно изменения в бортовом питании российских авиалиний на этом не закончатся - кризис. Предпочтение будет отдаваться картофелю, макаронам и крупам, а мясных и рыбных блюд и овощей не прибавится.

Средняя стоимость порции пассажира в самолете с учетом упаковки, как и прежде, достигает 200–300 руб. Но при росте цен на продукты попытки оставаться в рамках заявленного бюджета вынуждают либо переигрывать набор предлагаемых блюд, либо заменять ингредиенты и уменьшать объем порций.

«Как я понимаю, цифра осталась в том же диапазоне, что и раньше: 200 - 500 - 700 руб. Другое дело, что на данную сумму теперь можно позволить совсем иной ассортимент продуктов», - подтверждает Константин Парфененок.

Формально еду на борт пассажирам проносить нельзя, хотя бортпроводники и не проявляют строгости с этим. В любом случае, о питании во время перелета лучше позаботиться заранее: подойти основательно к выбору авиакомпании или класса перелета, оформить спецпитание. И, как вариант, подкрепиться непосредственно в терминале аэропорта.

Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.

Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.

На кротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сендвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;

На рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;

При перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.

На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.

На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.

Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).

Пассажирам первого класса на рейсах Malaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета,

а у Austrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка.

Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный;

а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба.

Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.

Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.

При приготовлении блюд стандартного питания запрещено использовать мясной фарш, грибы, крем для пирожных, вареные колбасы, лечебные минеральные воды.

Вкусное и сытное блюдо готовится заранее службой кетеринга, после тепловой обработки мгновенно охлаждается, а во время полета только разогревается в специальных печах.

Только две компании в РФ готовят блюда для своих пассажиров сами – это Аэрофлот (ежедневно на 90 тысяч пассажиров) и Ютейр .

Стандартное меню обновляется два раза в год.

Многие авиакомпании полноценный обед в эконом классе дополняют мини бутылочкой вина или баночкой пива.

Спиртное на борту можно прикупить в баре. Кулинарные изыски гурманы могут заказать за дополнительную плату.

Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.

Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот,Qatar,Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказать вегетарианское питание прямо при бронировании билета.

Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско- вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестирина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.

Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.

Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.

Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками.

Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.

Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов – младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.

Кошерное питание в самолете можно заказать на любом рейсе по РФ, международном, межконтинентальном рейсе бесплатно или за отдельную плату.

Кошерную еду для авиакомпаний в Москве готовят в компании Pinhas .

За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.

Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэра кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.

Очень даже любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.