Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади. Полет руста — история предательства в руководстве ссср Когда руст сел на красную площадь

За штурвалом самолета, приземлившегося на Красной площади в 1987 году, сидел 18-летний немец Матиас Руст. Сразу же появилась шутка, что в центре Москвы теперь есть аэропорт Шереметьево-3. Советским генералам уже было не до шуток - постов лишились многие, вплоть до министра обороны.

Сам Матиас Руст, отсидевший с того времени и в СССР, и на родине, недавно в интервью журналу "Штерн" назвал тот свой полёт безответственным и добавил, что сейчас точно не стал бы его повторять. Впрочем, и не сможет. Небо Европы для него закрыто до сих пор, хотя сама история не закрыта и спустя 25 лет.

Матиас Руст предпочитает контролировать ситуацию. Недавно он вернулся из Латинской Америки. Там снова сдал на пилота. Летал. В Европе за штурвал самолета Руста не пускают уже 25 лет.

"Мне иногда снится тот полет, обычно днем, когда вздремну после обеда. Да и если есть немного свободного времени, воспоминания сами всплывают", - говорит Матиас Руст.

Руст сел на Большом Москворецком мосту. Далее доехал до Васильевского спуска, охотно раздавал автографы, говорил, привез письмо мира Горбачеву. Ему даже хлеб с солью поднесли. И казалось, железный занавес - лишь дымовая завеса, ведь, все было так просто.

"Летные карты были доступны. В КГБ все никак не хотели мне верить, что я их просто заказал, как и любые другие дорожные атласы. Потом они сами через советское посольство тогда еще в Бонне заказали такие же карты и были очень удивлены, когда их получили", - вспоминает Матиас Руст.

Вот маршрут 18-летнего пилота отлетавшего на тот момент всего 50 часов: длительный перелет из Германии над морем до Фарерских островов, следом Исландия (Рейкьявик), Норвегия (Берген), Финляндия (Хельсинки), а затем почти наугад до Москвы. Он ориентировался по железной дороге. Эта часть маршрута насыщена самыми удивительными совпадениями. Самолет Руста влетел в зону спасательной операции. Разбился бомбардировщик. Много вертолетов в воздухе. "Сессну" Руста принимают за легкомоторный советский самолет. Потом ему еще раз присваивают код "я свой". При этом обнаружили Руста сразу после пересечения им госграницы и могли сбить, в том числе и на подлете к Москве.

"У нас системы С-300, она на 100 метров цель берет. И если я запущу три ракеты по этому плюгавому самолетику и они взорвутся на высоте 50-100 метров, а под низом будет детский сад, я что буду делать потом? Это была провокация, спланированная на 100% выигрышно", - считает командующий войсками Московского округа ПВО в 1987-1989 гг. Владимир Царьков.

Царьков утверждает: полет Руста - операция западных спецслужб. А сам нарушитель границы - хорошо подготовленный пилот, причем заранее он уже побывал в Москве. Руст говорит: садился наугад.

"Не побывав на месте, невозможно в таких сложных условиях приземлиться. А вдруг там кабель над дорогой проходит, это же неизвестно", - отмечает инструктор школы пилотов "Пегас" Михаэль Ханке.

И хотя пилоты таких же самолетов в Германии до сих пор порой в шутку говорят: "ну что, махнем в Москву", - все они понимают, сейчас подобная авантюра была бы невозможна.

На самом деле, перелет Матиаса Руста на развитие малой авиации в Европе практически не повлиял. Повлияли теракты 11 сентября. После них на любое воздушное судно устанавливается специальный прибор, который передает наземным службам индивидуальный идентификационный номер самолета. То есть на радаре уже не просто точка, а точка со своим неповторимым номером, то есть, например, этот вот самолет уже с каким-то другим в воздухе не перепутаешь.

Советский суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам лишения свободы. Отсидел он чуть больше 14 месяцев в образцово-показательной колонии. После освобождения его судьба складывалась непросто. Вернулся в Германию, но и после этого нарушал закон. Сначала нападение на женщину с ножом. Опять срок. Затем кража свитера в универмаге. Объясняет - едва сводил концы с концами.

"Все получилось так, потому что это должно было произойти. Это просто моя судьба", - говорит Матиас Руст.

Самолет, на котором Руст совершил исторический перелет, выставлен в Берлине в Техническом музее. Здесь это один из символов конца холодной войны. Однако его крылья до сих пор украшают знаки, напоминающие бомбу. В этой истории и сегодня слишком много вопросов. Материалы дела летчика Руста все еще засекречены.

28 мая 1987 года гражданин ФРГ Руст приземлился на Красной площади.
Случилось это в аккурат на "День пограничника". Его спортивный самолет американского производства «Сессна» был не тронут советскими ПВО и совершил посадку в Москве на Большом Москворецком мосту и уже накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

Руст летел через Хельсинки. И сделал одну посадку в СССР что бы замести следы.

Самолет Руста пересек воздушную границу Советского Союза в 14.20 на высоте 600 метров над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Локаторы ПВО это зафиксировали, и дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват были выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», и дальше, вплоть до Москвы самолет Руста «вели» (периодически теряя и обнаруживая вновь).

О самолете-нарушителе было доложено наверх, хотя официально, он якобы летел "инкогнито". Дело в том, что с 1984 года в СССР действовал приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, а этот самолет был явно гражданским.

Наверх доложили, но никто не желал брать ответственность на себя и тянул время, перепихивая ответственность друг на друга. Так он до Москвы и долетел, где система ПВО в тот день вообще была отключена на пофилактику.

Почему его пропустили через свои территории Норвегия, Швеция и Финляндия? Есть подозрение, что с самолетом все было не так однозначно, как кажется.

Тем не менее, самолет благополучно долетел до Москвы. Когда летчик вылез из кабины самолета, он тут же стал раздавать автографы. Недостатка в фотографах не было, в том числе и среди иностранных СМИ. Его арестовали лишь через 10 минут.

Нарушителем оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.

Руст после получения летной лицензии пред полетом в Москву.

Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник - День пограничника». Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров.


Министр обороны Сергей Соколов

В народе Красную площадь стали именовать «аэропортом «Шереметьево-3».

4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство.

На суд приезжали его родители. Сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».

Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

Утром 28 мая 1987 года немецкий авиатор-любитель Матиас Руст взлетел на моноплане Cessna 172R с аэродрома возле Хельсинки, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10, получив разрешение, Руст поднял свою машину в воздух и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета он доложил диспетчеру, что на борту у него порядок, и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный

маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета.

На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки — Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат города Кохтла-Ярве с его дымами, которые были видны за сто километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Руст лег на «боевой курс».

Примерный маршрут Руста из Гамбурга в Москву

Wikipedia/Europe_laea_location_map.svg: Alexrk2/CC BY-SA 3.0

Замеченный на подлете нарушитель государственной границы СССР следовал по международной воздушной трассе. Информация о нем была выдана на КП радиотехнического батальона в эстонском городке Тапа, 4-й радиотехнической бригады и Разведывательного информационного центра 14-й дивизии. Фактически информация о цели уже с 14.31 была отображена на экранах автоматизированных рабочих мест дежурного боевого расчета КП дивизии.

Оперативный дежурный КП бригады майор Криницкий не стал сразу объявлять цель нарушителем госграницы и продолжил уточнение характеристик объекта и его принадлежность, пока Руст не вышел из зон видимости РЛС бригады. Заместитель дежурного

майор Черных, согласно донесению, зная реальную обстановку и то, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, «действовал безответственно»

и присвоил ей номер только в 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец не потребовал четких докладов и уточнения типа и характера цели, «нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение», а также порядок принятия решения о взлете дежурных экипажей для опознавания цели.

По сути, было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию «наверх» не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее десяти легкомоторных самолетов самой разной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й дивизии ПВО принял решение о присвоении нарушителю «боевого номера» 8255, о выдаче информации «наверх» и объявлении готовности №1.

Только в 14.45 о движении сообщили на вышестоящий КП 6-й отдельной армии ПВО.

«Таким образом, по вине КП 14-й дивизии ПВО было потеряно 16 минут времени, а главное — исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР», — утверждается в донесении.

При этом дежурный КП 656-го истребительного авиационного полка в городе Тапа лейтенант Филатов еще в 14.33 привел в готовность №1 дежурные истребители, неоднократно запрашивая разрешение на их подъем, однако в дивизии дали добро только в 14.47.

Самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.30 по маршруту полета Cessna 172R погода резко ухудшилась. Руст принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла станции Дно.

28 мая 1987 года в 18.15 гражданский самолет Cessna беспрепятственно прилетел из Германии на Красную площадь в сердце Советского Союза. В кабине: Матиас Руст из Гамбурга

Picture Alliance

Цель фактически уже проходила зону сплошного дежурного радиолокационного поля на малых высотах и зоны поражения дежурных зенитных ракетных дивизионов. Было упущено драгоценное для перехвата время.

Позже командование расценило промедление расчетов 14-й дивизии как «ничем не объяснимые, кроме как полной безответственностью, граничащей с преступлением».

Прибывшему на КП в 14.53 командиру 14-й дивизии было доложено, что для уточнения типа цели в районе коридора №1 трассы Хельсинки — Москва был поднят истребитель. О том, что цель была обнаружена еще вблизи госграницы над Финским заливом, дежурный офицер умолчал.

Оперативный дежурный на КП 6-й армии полковник Воронков, получив информацию о цели, спустя минуту — в 14.46 — привел в готовность №1 дежурные силы 54-го корпуса ПВО и разрешил наконец подъем дежурной пары истребителей 656-го полка в воздух с задачей одному из них перекрыть границу, другому — опознать нарушителя режима полетов.

Спустя еще пять минут на КП армии прибыл ее командующий — генерал Герман Кромин, который взял на себя руководство дежурными силами. Он привел в готовность №1 все соединения и части 54-го корпуса ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й гвардейской бригады в Керстово, находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

Поднятый в воздух МиГ-23 старшего лейтенанта Пучнина до 15.00 ждал, пока начальник смены Регионального центра единой системы управления воздушным движением зоны ответственности ВВС Ленинградского военного округа полковник Тимошин даст разрешение на вход в район воздушного пространства.

Только в 15.23 при управлении с пункта наведения 54-го корпуса ПВО летчик был подведен к цели для ее опознавания. подлетал к цели на высоте 2 тыс. м в условиях 10-балльной облачности с нижней кромкой 500-600 и верхней 2,5-2,9 тыс. м. Руст шел почти на 1,5 км ниже, прямо под облаками — на высоте 600 м.

При первом заходе Пучнин цель не обнаружил. При повторном заходе уже на высоте 600 м летчик визуально обнаружил цель ниже себя на 30-50 м и в 15.28 передал на пункт наведения ее характеристику: «Легкомоторный самолет белого цвета типа Як-12».

О типе цели было доложено командованию 6-й армии, однако там не приняли никакого решения, одобрив увод истребителя. При этом у «МиГа» оставалось топливо для еще одного захода и более точного опознавания цели и, главное, определения ее государственной принадлежности.

Пролет между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной

Picture Alliance

«Сигнал «Ковер» (требование немедленной посадки. — «Газета.Ru») объявлен не был», — подчеркивается в официальных документах.

В ходе следствия Русту задавали вопрос о том, видели ли он истребитель. Немец подтвердил и говорил, что даже поприветствовал советского летчика, но никаких ответных сигналов не получил. Радиостанция самолета Cessna 172R была выключена.

Доклад пилота МиГ-23 остался без внимания, так как посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время шли плановые полеты.

В это время уже почти в течение двух часов продолжались спасательные поиски Руста финской стороной. В связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта отметки от взлетевшего самолета диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие, а в предполагаемый район падения направлены спасатели.

Поиски продолжались несколько часов. Позже с Руста взыщут около $100 тыс. за «оказанные услуги».

В 15.31 с аэродрома Тапа был поднят второй истребитель. Повторился прежний порядок наведения с задержкой перед зоной ответственности ВВС Ленинградского военного округа. Только в 15.58 на высоте 1,5 тыс. м советский летчик оказался в районе цели, но визуально ее не обнаружил и вернулся на аэродром базирования без результата. К тому моменту советские радары потеряли слабый сигнал от низколетящего одномоторного самолета Руста и переключились на сопровождение напоминавших его отражений от метеообразований.

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 70-х, когда на вооружение РТВ ПВО начали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили эхо-ангелами. Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить «автомат» работать без ошибок?

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это явление характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Кроме того, очень похожий эффект создает сезонная миграция плотных стай птиц. Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Произошедшие в определенный момент значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Операторам явно не хватило квалификации. Кроме того, утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО — 14-й дивизии и 54-го корпуса, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль.

Поднявшиеся в дальнейшем последовательно в 15.54 и 16.25 истребители с аэродрома Лодейное Поле в Ленобласти заходили уже на ложные цели.

В это время по маршруту Руста теплый воздушный фронт передвигался на юго-восток. Наблюдалась сплошная облачность, местами дожди, нижний край облаков — 200-400 м, верхний край — 2,5-3 тыс. м. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно.

Лишь в 16.30 командующий 6-й армии лично информировал о сложившейся ситуации дежурного на КП Московского округа ПВО, сделав вывод, что цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. При этом в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета.

После получения сведений от 6-й армии Московским округом ПВО в 16.32 были включены РЛС 2266-го радиотехнического батальона в городе Старая Русса Новгородской области, а в готовность №1 переведены дежурные экипажи на тверских аэродромах Андреаполь и Хотилово. Подъем двух истребителей оттуда к обнаружению цели не привел: летчиков продолжали наводить на призрачные метеообразования.


В суде Матиас Руст должен был отвечать за нарушение советской государственной границы, нарушение международных правил полетов и тяжкое хулиганство

Picture Alliance

Как выяснилось позже, потерянный самолет-нарушитель в 16.16 был обнаружен дежурной РЛС 1074-й отдельной радиолокационной роты 3-й радиотехнической бригады 2-го корпуса ПВО в Тверской области. Данные цели до 16.47 в автоматическом режиме выдавались на КП вышестоящего радиотехнического батальона.

На КП 2-го корпуса ПВО на специальной аппаратуре «Протон-2» позже нашлись данные проводки самолета-нарушителя с 16.18 до 16.28, однако из-за низкой подготовленности соответствующих расчетов информация не была использована.

Матиас в это время находился в 40 км западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа.

В воздухе столкнулись два самолета — Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе города Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Руста отождествили с вертолетом, поэтому никакого беспокойства он на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал «под амнистию» — был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это случилось уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей — поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее города Старица. Поиск результатов не дал.

К 17.36 на КП Московского округа ПВО появился заместитель командующего МО ПВО генерал-лейтенант Бражников, который, оценив обстановку, в течение нескольких минут поставил задачу на приведение в готовность №1 дежурных сил зенитных ракетных войск 2-го корпуса ПВО и приказал искать цель радиолокаторами подсвета цели комплексов С-200. Это тоже не принесло результатов, так как к этому времени Руст прошел границу ответственности вышеназванного корпуса. Задачи прикрывающей Москву 1-й армии ПВО особого назначения поставлены не были.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия гражданских радаров Московского аэроузла. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил, связи с экипажем не было. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. До выяснения ситуации администрация прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданские специалисты сами разберутся с нарушителем режима полетов.

Когда же обнаружилось, что нарушитель уже над городской застройкой Москвы, где полеты вообще запрещены, предпринимать что-либо было поздно.

В 18.30 самолет Руста появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас предпринял три безуспешные попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей.

После этого немец принял рискованное решение — приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей «Россия», он начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора.

Посадку Руст выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между растяжками контактной троллейбусной сети.

Это произошло в 18.55. Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и начал раздавать автографы.

Cessna на краю Красной площади

Picture Alliance

Уже на первом этапе начали проявляться последствия реформы — расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны между военными округами в 1978 году.

Войска противовоздушной обороны СССР во второй половине 70-х развивались настолько активными темпами, что на Западе признавали их превосходство над подобными системами других стран мира.

Завершалось переоснащение Войск ПВО на новейшие по тем временам вооружение и военную технику. Система ПВО страны в этот период представляла собой единый автоматизированный организационно-технический комплекс, который находился в постоянной боевой готовности и непрерывно совершенствовался.

Воздушные рубежи СССР в годы «холодной войны» постоянно подвергались проверкам на прочность. Кстати,

еще в середине 70-х настоящим бичом системы ПВО СССР в Северо-Западном регионе стали нарушения госграницы легкомоторными самолетами (типа Cessna, Beechcraft, Piperи др.) со стороны Финляндии.

Как правило, причиной таких инцидентов была потеря ориентировки летчиками-любителями.

Однако этим дело не обходилось. 20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова госграницу пересек пассажирский самолет Воеing 707 южнокорейской авиакомпании KAL. После безуспешных попыток принудить самолет к посадке командующий 10-й армией ПВО принял решение применить оружие. Истребитель ПВО Су-15 открыл огонь на поражение и повредил левую консоль крыла лайнера. Тот совершил вынужденную посадку на лед озера Колпиярви в районе города Кемь. Погибли два пассажира, несколько человек получили ранения. Действия командования ПВО впоследствии были признаны правильными, а все участники перехвата представлены к государственным наградам.

К тому времени влиятельная группа высших руководителей замыслила реформу ПВО СССР, которая предусматривала передачу большей, лучшей и наиболее боеспособной части Войск ПВО в состав приграничных военных округов. Решительно против этого выступал главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Советского Союза Павел Батицкий.

Летом 1978 года вредное решение было принято. Корпуса и дивизии ПВО отдавались в распоряжение административно-хозяйственных структур, каковыми на практике были военные округа. Реформа проходила в неоправданной суете. Через несколько лет было все-таки принято решение вернуть войска в исходное состояние, но ущерб в ПВО вспоминают до сих пор.

Тем временем напряженность в сфере охраны госграницы не спадала. Только на Дальнем Востоке в начале 80-х операторы радиотехнических войск сопровождали на экранах PЛC вблизи границ более трех тысяч воздушных объектов ежегодно.


Матиас Руст участвует в ток-шоу, 2012 год

Picture Аlliance/Jazzarchiv

Офицеры ПВО стали заложниками принятых решений политического характера. И процедура принуждения к посадке таких нарушителей госграницы однозначно не определена до сих пор.

Во время подлета Руста к территории СССР был нарушен и «святой принцип границы» — немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации. Однако вместо рационального анализа случившегося провала начался поиск виновных, которые обнаружились почти сразу.

Руководством страны были сняты со своих постов три маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Такого кадрового погрома армия не знала буквально с 1937 года.

В итоге к руководству Вооруженных сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам.


3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст, за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади. Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?


Немецкий пилот-любитель Матиас Руст

Однажды, 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».

Карта-схема полета Руста

На тот момент, у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже, вообще, исчез с радаров.

В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.

*Миссия мира* или провокация?

Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».

*Миссия мира* или провокация?

Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.

Матиас Руст в зале суда

По возвращении на родину, Руст был лишен прав пилотирования, как человек «психически неуравновешенный». Вскоре, он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его, действительно, нельзя было назвать психически стабильным.

Матиас Руст

«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому, многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.